Пять направлений. И все – о выборе
Лариса Ракитянская4 декабря в школах будет особый день: выпускники напишут итоговое сочинение. Оно уже стало привычным: все-таки пять лет подряд такая вот творческая работа служит допуском к ЕГЭ. И каждый год меняются направления, по которым будет работать молодая мысль. Школьники рассуждают о высоком: о жизненных ценностях, о вере и верности, о судьбах Родины и мира, о роли каждого человека в истории.
В этом году традиция не нарушена. И, как всегда, конкретные темы сочинений, опирающиеся на заранее (еще в сентябре обнародованные направления), станут известны в каждой школе непосредственно перед началом написания.
Напомним еще раз: работы оцениваются в формате «зачёт» или «незачёт», и при успешном написании школьники получают допуск к сдаче ЕГЭ.
Направления итогового сочинения 2019-2020 такие: 1. «Война и мир» – к 150-летию великой книги. 2. Надежда и отчаяние. 3. Добро и зло. 4. Гордость и смирение. 5. Он и она.
Как видим, речь идет почти об антитезах: надо поразмышлять о войне и мире и о других противоположностях, имеющих место в нашей жизни.
Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) так комментирует эти направления.
«Война и мир». Направление выбрано в связи со 150-летием великой книги. Темы, связанные с данным направлением, предполагают попытку осмысления важнейших исторических и нравственно-философских уроков знаменитой толстовской эпопеи. Опираясь на духовный опыт, воплощенный в романе-эпопее, важно поделиться собственными размышлениями о вечном стремлении человека к миру и гармонии, о причинах разлада и поисках согласия между людьми в семейных и социальных отношениях, о многозначности понятий «война» и «мир» и их сложном соотношении, о природе подлинного героизма и патриотизма, а также о других вечных проблемах, неизменно находящих отклик в литературных произведениях.
«Надежда и отчаяние». В широком мировоззренческом аспекте понятия «надежда» и «отчаяние» могут быть соотнесены с выбором активной или пассивной жизненной позиции по отношению к несовершенствам окружающей действительности. Надежда помогает человеку выстоять в тяжелых жизненных ситуациях, толкающих к отчаянию и вызывающих ощущение безысходности. Многие литературные герои оказываются перед трудным выбором: проявить слабость и сдаться на волю обстоятельств или бороться с ними, не теряя веры в людей и собственные силы, добро и справедливость. Проиллюстрировать проявления этих разных жизненных позиций можно, обратившись к произведениям отечественной и зарубежной литературы.
Направление «Добро и зло» предполагает размышление о конфликте между добром и злом. Он составляет основу большинства сюжетов мировой литературы и фольклора, воплощается в произведениях всех видов искусства. Вечное противостояние двух полюсов человеческого бытия находит свое отражение в нравственном выборе героев, в их мыслях и поступках. Познание добра и зла, определение границ между ними является неотъемлемой частью всякой человеческой судьбы. Преломление читательского опыта ученика в этом ракурсе даст необходимый материал для раскрытия любой из тем указанного направления.
«Гордость и смирение». Это направление тоже предполагает осмысление понятий «гордость» и «смирение» в философском, историческом и нравственном аспекте – с учетом многозначности их смысла у людей разных национальностей и религиозных убеждений. Понятие «гордость» может быть истолковано как в позитивном ключе (чувство собственного достоинства), так и в негативном (гордыня); понятие «смирение» – как рабская покорность или как внутренняя сила, позволяющая не отвечать агрессией на агрессию.
«Он и она». Пятое направление предполагает, что выпускники 2020 года вполне готовы к размышлениям о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной – как в личной, так и в социальной сфере. А поскольку эта проблема всегда волновала отечественных и зарубежных писателей, публицистов, философов, то и сами темы сочинений данного направления дадут юношам и девушкам возможность рассмотреть разные проявления этих отношений: от дружбы и любви до конфликта и обоюдного неприятия. Предметом размышления может стать и многообразие взаимоотношений мужчины и женщины в социальном, культурном, семейном контексте, включая духовные связи между ребенком и родителями. Обширный литературный материал содержит примеры осмысления тончайших нюансов духовного сосуществования двух миров, именуемых «он» и «она».
Выбор тех или иных смысловых аспектов, а также примеров из литературных произведений остаются за автором сочинения.
Родители и учителя будут «болеть» и волноваться за выпускников 11-х классов будущего года. И хотя оценка «зачет» кажется неточной, она все же не зря считается первым «билетом» во взрослую жизнь, первым шагом к этому испытанию – ЕГЭ.