Размышления в антракте
Ольга МетёлкинаАфиши на фасаде Ставропольского академического театра драмы имени М. Лермонтова известили зрителей о том, что 166-й сезон завершен. Большой антракт продлится до октября. Есть возможность перевести дыхание и оглянуться — чем особенно запомнились минувшие девять месяцев.
За это время коллектив театра драмы подготовил и выпустил девять премьерных спектаклей! Открывался сезон постановкой «Лайф-лайф» по пьесе Г. Нагорного. В моноспектакле «Бермуды» ставропольские зрители впервые увидели очень интересных актеров, которые в прошедшем сезоне влились в труппу театра — Тамерлана Коченова и Ларису Урбан. Затем была премьера «Одноклассников», на которую приезжал автор пьесы Юрий Поляков. Ставивший спектакль режиссер Валентин Бирюков в этом сезоне порадовал любителей «несерьезной» классики также комедией «Необыкновенные приключения в отеле Мирандолины» по пьесе К. Гольдони. Затем зрителей ждал «Визит дамы» Ю. Дюрренматта с народной артисткой РФ Натальей Зубковой в главной роли. Молодежной части труппы и студентам актерского отделения факультета искусств Ставропольского государственного университета в этом сезоне тоже пришлось много потрудиться. Получилась очаровательная зрелищная сказка для детей «Маугли», новогодний подарок юным зрителям «Дед Мороз, ау-у-у!» М. Новакова, средневековая шутка этого же автора «Ты не Джульетта!» и музыкально-драматическая версия уже шекспировской пьесы «Ромео и Джульетта».
«Давно, друзья весёлые, простились мы со школою...»
При всём разнообразии премьерных работ я позволю себе обратить свой субъективный взгляд на спектакль, который произвёл на меня наиболее сильное впечатление. Речь идет об «Одноклассниках». Автора пьесы, которая по его замыслу называется «Одноклассница», но идёт в театрах и под другими названиями, писателя Юрия Полякова одни театральные критики хвалят, другие с таким же усердием ругают. Лично я отношусь к творчеству Юрия Михайловича без фанатизма, но с большой долей уважения. В первую очередь за то, что его тексты написаны хорошим литературным языком, а в произведениях, помимо юмора и лихо закрученного сюжета, есть над чем поработать мысли и душе. Для режиссера и актеров его пьесы — благодатнейший материал. И труппа Ставропольского академического театра драмы вместе с режиссером Валентином Бирюковым, поставившим спектакль «Одноклассники», в очередной раз доказала это.
Завязка действия довольно проста: бывшие одноклассники встречаются в квартире их друга Ивана Костромитина, прикованного к инвалидному креслу после ранения в Афганистане. Прошло больше двадцати лет после окончания школы, непросто сложились судьбы бывших одноклассников, но оказалось, что старые связи просто так не обрываются.
Всех связывают два персонажа — безмолвный герой-инвалид Иван Костромитин и местный олигарх, баллотирующийся на пост мэра города Виктор Черметов (заслуженный артист РФ Александр Жуков). В день 40-летия Ивана одноклассники собираются у него дома не только, чтобы поздравить друга, а потому, что у каждого есть причина встретиться с Виктором. В ходе действия выясняется, что каждый за что-нибудь благодарен Ванечке и у каждого есть небескорыстный интерес к Черметову.
По замыслу автора пьеса называется «Одноклассница», но в большинстве театров, ставивших ее, название заменили на «Одноклассники». Это вполне логично — у всех на слуху одноименная очень весьма популярная социальная сеть. Да и речь идет не только о судьбе вечной отличницы Светланы Погожевой (актриса Лариса Урбан), в «Одноклассниках» что ни образ, то своя непростая история. Она стала учительницей и продолжает поддерживать имидж успешной повзрослевшей девочки. Но не всё так просто, жизнь предлагает ей справиться с испытанием, где требуется не знание пройденного материала, а душа. Лариса Урбан безупречна в своей роли. Меня, как зрителя, конечно, можно заподозрить в субъективности оценки. Но сам Юрий Михайлович Поляков, приезжавший на премьеру, отметил незаурядность игры актрисы. Автор также отметил и то, как не шаблонно на ставропольской сцене представлена другая молодая героиня — Анна Фаликова. В этой роли мы увидели Евгению Капралову. Бывшая королева красоты не так однозначна, как может показаться сначала. То, как она идет к своей цели, вызывает у зрителей и сочувствие, и неприятие одновременно.
{gallery} {gal3 Маргарита Воронова@Сцена из спектакля «Одноклассники»} {gal4 Маргарита Воронова@В роли Ивана Костромитина — актер Владимир Лепа, в роли Михаила Тяблова — заслуженный артист РФ Александр Ростов} {endgallery}
Герои воспринимаются как плод художественного вымысла драматурга. Начало 90-х годов для многих наших реальных соотечественников стало переломным временем в жизни, которое многих испытывало на прочность. Взять того же Чермета: он мог «откосить» от армии, но сам напросился служить в Афганистане. Настоящий мужской поступок. А теперь он сам говорит: «...в бизнес идут, как на войну. Как в Афган!». Чермет в исполнении Александра Жукова вызывает широкую гамму чувств у зрителей: этакий обаятельный негодяй, который упивается властью над окружающими. Он не умеет прощать, но всё ещё не потерял способности любить. Определенно актеру удалось передать харизматичность этого персонажа, задуманную автором.
В пьесе Ю. Полякова психологический портрет каждого героя вызывает неподдельный интерес публики. Наверное, это происходит потому, что для всех можно найти аналогию в собственном окружении. Вот романтик в душе и алкоголик - в реальном времени поэт Федя Строчков. Актер Владимир Петренко передал этому непутевому персонажу всё своё обаяние. Глядя на него, невольно вспоминаешь таких же талантливых бедолаг из жизни, которые не справились с ударами судьбы и не воспользовались ее подарками.
Меценаты и номинанты
Когда я бываю на театральных фестивалях и семинарах, организованных Союзом театральных деятелей РФ в различных городах страны, всякий раз интересуюсь, как живут актеры провинции, поддерживают ли их местные власти, есть ли меценаты. Известно же, что государственные и муниципальные театры финансируются весьма скудно. Поэтому в большинстве регионов, где в руководстве стоят думающие не только о хлебе насущном люди, для деятелей искусства предусмотрены официальные надбавки, персональные стипендии и премии. С меценатами дело обстоит несколько сложнее. Как правило, они предпочитают финансировать спорт, а не театр.
Ставропольскому академическому театру драмы имени М. Лермонтова, можно сказать, повезло. В числе поклонников его творческого коллектива и театрального искусства в целом оказался президент концерна «Энергомера» Владимир Иванович Поляков. Он учредил ежегодные премии для деятелей театра. Второй год подряд вместе с общественным жюри «Энергомера» определяет кандидатуры номинантов. Причем в этом сезоне номинаций стало еще больше. Награды получили: в номинации «За создание спектакля» - заслуженный деятель РФ режиссер Валентин Бирюков (за спектакль «Одноклассники»); за «Лучшую работу композитора» - Евгения Сафронова (спектакль «Необыкновенные приключения в отеле Мирандолины»), «За большой личный вклад в развитие театра» награжден директор театра заслуженный работник культуры РФ Евгений Луганский.
Награды получили: за «Лучшую женскую роль» - народная артистка РФ Наталья Зубкова (роль Клары Цаханассьян в спектакле «Визит дамы»), за «Лучшую мужскую роль» - заслуженный артист РФ Александр Жуков (роль Виктора Черметова в спектакле «Одноклассники»). Премиями отмечены: заслуженные артисты РФ Александр Ростов, Светлана Колганова, Михаил Новаков, актеры Владимир Зоря, Оксана Винникова, Ирина Баранникова, Лариса Урбан, Тамерлан Коченов, Владислав Таранов, Ольга Буряк и Владимир Лепа.
В номинации «Верность театру» концерн «Энергомера» вручил награду народной артистке России Вере Рабовской.
Нетрудно отыскать среди знакомых и тех, кто отправился в поисках лучшей доли за границу. Совсем как Борис Липовецкий (его роль в спектакле исполняет актер Игорь Барташ). Он подался аж в Австралию, но что-то там не сложилось, и ему пришлось вернуться в Россию. И вот подвернулся удобный случай заработать на PR-кампании кандидата в мэры родного города. Игорь Барташ показывает, как быстро меняется его герой, как образ благородного «крокодила Данди» понижается до банального «чего изволите?».
Один из самых сложных характеров воплотил на сцене заслуженный артист РФ Александр Ростов. Его герой Михаил Тяблов — священник. Школьный весельчак и балагур вдруг неожиданно для окружающих, а возможно, и для себя самого ушел в религию. Его жизненный уклад и образ мыслей решительно изменился, но мир вокруг остался наполненным жестокостью, несправедливостью и разными искушениями. «Грешен я, - признается батюшка Ивану, безмолвно сидящему в инвалидной коляске. - И всё как-то мелко грешен... служу каждый день да храм ремонтирую. Деньги вот у Чермета на ремонт взял. Да и себе толику оставил...» Ситуация, в которой батюшка становится свидетелем чужой тайны, высвечивает его истинную сущность. Прежде чем приступить к работе над этой ролью, актер Александр Ростов обращался за благословением к своему духовному наставнику. По мнению многих зрителей, получилось очень точное попадание в образ. Такие актерские удачи случаются нечасто.
В актерском ансамбле спектакля особое место занимает Людмила Ковалец. Образ матери Вани Костромитина в ее исполнении необычайно трогателен и правдив, за ним — судьбы множества солдатских матерей. На мой зрительский взгляд, роль Евгении Петровны стала самой интересной и значительной работой актрисы за минувшие четыре-пять сезонов.
Есть в «Одноклассниках» персонаж, который на протяжении спектакля отрешенно присутствует на сцене. Вокруг него кипят нешуточные страсти, а он как будто ничего не замечает. Это «афганец» Ваня Костромитин. Ставропольские зрители видели в этой роли двух актеров: Тамерлана Коченова и Владимира Лепу. Они отличаются и по фактуре, и по амплуа. Они даже молчат на протяжении спектакля по-разному. У Коченова Иван — мощный спецназовец с фактурной мускулатурой, которую невозможно скрыть под армейским камуфляжем, и тем страшнее воспринимается его немощность и погасший взгляд. Иван в исполнении В. Лепы - худенький поседевший парнишка, его глаза как будто смотрят в прошлое.
В пьесе Ю. Полякова есть два варианта финала. Каждый театр, который ставит «Одноклассников», имеет возможность выбрать: останется Иван безучастным к происходящему или вдруг неестественно громко засмеется, заставив всех замереть. Режиссер Валентин Бирюков пошел дальше, и его решение финала было принято автором с одобрением. На ставропольской сцене Иван Костромитин не просто смеется, он поднимается из инвалидной коляски и начинает всё крушить. И при кажущейся нереальности происходящего такая развязка принимается как наиболее логичная...
Признаюсь, когда я посмотрела «Одноклассников» во второй раз, при выходе из зала случайно услышала за спиной разговор двух молодых зрительниц. Судя по всему, одна из подруг накануне уговаривала другую пойти с ней на спектакль и ждала оценки. «Такой театр мне нравится», - сказала та, другая. «Мне тоже», - подумала я.