Режиссер Валентин Бирюков: «Я люблю в финале оставлять надежду на то, что всё будет хорошо»

Ольга Метёлкина

В этом году у заслуженного деятеля искусств России режиссера Валентина Бирюкова два крупных юбилейных события. И как минимум два повода, чтобы его поздравить. Первый – личный: 7 февраля ему исполняется 70 лет. Второй – творческий: премьера по пьесе А. Галина «Звезды на утреннем небе» станет 80-м спектаклем, который Валентин Валентинович поставил на сцене Ставропольского академического театра драмы имени М. Лермонтова.

Напомним читателям основные факты биографии юбиляра. Родился Валентин Бирюков в Ровенской области на северо-западе Украины. После окончания школы поступил в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМИК), окончил актерское отделение. Играл на театральных сценах в Кирове и Липецке. Общий актерский стаж – 14 лет. Срочную службу проходил на Тихоокеанском флоте, в морской пехоте. Валентин Бирюков - выпускник режиссерского факультета Высшего театрального училища имени Б. Щукина. В Ставрополь приехал в 1987 году по приглашению директора театра драмы Е. Луганского. Среди его работ спектакли, поставленные по произведениям классиков и современных драматургов: «Чума на оба ваши дома» и «Шут Балакирев» по пьесам Г. Горина, «Конкурс»
А. Галина, «Женитьба» Н.В. Гоголя, «Хитроумная влюбленная» Лопе де Вега, «Очень простая история»
М. Ладо, «Сестра моя - Русалочка» Л. Разумовской, «Проделки Ханумы» А. Цагарели, «Фуршет после премьеры» В. Красногорова, «Баба Шанель» Н. Коляды, «Двенадцатая ночь» У. Шекспира, «Энергичные люди» В. Шукшина, «Ночные забавы» В. Мережко и многие другие. Более 40 спектаклей В.В. Бирюков поставил в Смоленске, Оренбурге, Орске, Ростове-на-Дону, Краснодаре, Черкесске, Пятигорске.

Мы встретились с Валентином Валентиновичем Бирюковым накануне его юбилея и побеседовали о прошлом и настоящем, о том, что он считает важным в жизни и творчестве. Итак, слово режиссеру.

 

Студент, актер, морпех…

Валентин Бирюков  в декорациях спектакля «Ужин с дураком».
Валентин Бирюков в декорациях спектакля «Ужин с дураком».

В детстве я вообще не знал слова «режиссер». Никогда в жизни не принимал участия в самодеятельности. Первое посещение «музычно-драматычного» театра было классе в девятом. По-моему, показывали «Севастопольский вальс». Когда я увидел на сцене матросов, перемазанных краской, с деревянными автоматами, «умерших», но поющих свои арии, мы с приятелями сбежали в антракте. И больше моей ноги не было в театре.

Я очень любил кино. И когда приехал поступать в институт «на артиста», мне сказали: «Парень, ты не туда пришел, у тебя оценки «четыре» и «пять», а сюда принимают троечников и двоечников. Тебе, наверное, нужна техническая специальность».

Но я поступил. Это был Ленин-градский государственный институт театра, музыки и кинематографии. Один из учителей, который дал мне основу в профессии, – Эльмир Викторович Вершковский, режиссер и педагог до мозга костей. На втором курсе он сказал: «Ты не тем занимаешься, ты - режиссер и мыслишь по-другому»…

Первый мой театр был в Вятке – Кировский молодежный театр. Играл молодых героев. Два раза мне давали отсрочку от армии. Накрытый стол, друзья собрались провожать на службу. Стук в дверь - пришли из военкомата: вам дали отсрочку. Через год ситуация повторяется: стол, друзья, стук в дверь - отсрочка. Мама, которая приехала на проводы, отводит меня в сторону: «Сынок, а тебе не стыдно? Ты же мужчина. А родину кто защищать будет?». Наутро я отправился в военкомат и пошел служить в морскую пехоту.

Тринадцать лет проработав актером, я решил стать режиссером и поступил сразу в два вуза: В
ГИТИС и в Щукинское училище. Получилось так. Мне уже выдали студенческий билет в ГИТИСе, и перед тем, как нас отправили «на картошку», я узнал, что в «Щуке» объявили экспериментальный набор режиссеров. Пришел туда, а там своих студентов ведут Василий Лановой, Михаил Ульянов… Увидел этих звезд, и мне дурно стало. Прошел все экзамены, меня приняли. Руководил курсом Евгений Рубенович Симонов, преподавали педагоги Александр Михайлович Паламишев и Владимир Александрович Эуфер. Год я учился и там, и там. Потом пришлось
ГИТИС оставить.

Рабочий момент. Режиссер Валентин Бирюков  с актерами Ставропольского театра драмы.
Рабочий момент. Режиссер Валентин Бирюков с актерами Ставропольского театра драмы.

 

«Взять себя в руки и довериться автору»

После окончания Щукинского училища состоялась встреча с молодым директором Ставропольского драмтеатра Евгением Ивановичем Луганским. Он пригласил меня в Ставрополь поставить спектакль. Это была детская сказка «Кот в сапогах». Я подумал: новое место, новые люди, почему бы не поехать?.. Я вообще не знал, куда еду. Разложил карту и стал искать, где этот Ставрополь находится…

Поставил спектакль, и через неделю получил приглашение от директора и худсовета здесь работать. Это было в 1987 году. Тогда я поставил спектакль «Сестра моя - Русалочка». За прошедшие годы в нем сменилось три поколения актеров, три сценических оформления.

Самое радостное, когда ты чувствуешь на премьере дыхание зала и понимаешь: получилось или не получилось. И конечно, репетиции. Ты приходишь, и из ничего вырастает живой спектакль. Ты следишь каждый день за его ростом.

Я считаю большой удачей, что меня приглашают ставить спектакли и в другие театры России. Встречаешь новых людей, новое отношение. И когда ты узнаешь через пять-десять лет, что твой спектакль там еще идет, то это очень радует…

Самое грустное, когда ты понимаешь, что что-то не получается. Ты начинаешь метаться, придумывать какую-то полную ерунду. Самое главное, вовремя остановиться, взять себя в руки и довериться автору. Потому что, если ты берешь пьесу этого автора, ты его должен уважать. Можешь с ним спорить, что-то менять… Но ты должен с почтением, уважением относиться к нему как к коллеге.

«Тихо! Идёт репетиция!»
«Тихо! Идёт репетиция!»

Я люблю и Шекспира, и Горького, и Островского, и Лопе де Вега, и Мольера… Современные спектакли я стараюсь ставить, как классику - по всем канонам. Конечно, думаешь об артистах, я обязан заботиться о них, об их росте. Режиссер остается в стороне, за кулисами, и чем меньше его видно, тем лучше. Потому что если видны режиссерские «нитки», его придумки и задумки, я считаю, это плохо.

С годами меняется отношение ко многому. И к критике тоже. Когда ты молодой, тебе кажется, что, не дай бог, кто-то скажет или напишет не так и не то. А с годами думаешь: человек смотрит, выражает свое мнение, свой взгляд. Главное, чтобы критик был профессиональный.

 

«Когда ты молодой, тебе кажется, можно ставить всё, даже телефонную книгу»

В первую очередь мне интересны пьесы, где заложена какая-то боль. Неважно, классика это или современная драматургия. Бывает, дочитаешь пьесу до конца и - ничего, а в финале что-то щелкает, и ты чувствуешь – это моё. Важно, когда автор пишет не просто ради денег, а душой и сердцем. Когда в пьесе заложена надежда на то, что что-то изменится в этой жизни. Когда зритель, выйдет из театра и захочет что-то пересмотреть в своем сознании: там люди дошли до точки, но ходят с высоко поднятой головой, а что ж я ною?!

Я очень люблю в финале оставлять надежду на то, что всё получится, протягивать руку помощи зрителю и вселять веру: чего бы ни было в жизни, всё будет хорошо.

Если в пьесе заложена чернуха как самоцель - мат-перемат, грязь ради грязи, такой материал сразу отметается, чья бы это пьеса ни была. Когда чувствуешь, что автор не очень любит своих героев, а выписывает их как монстров, с этим тоже не буду работать. Когда ты молодой, тебе кажется, можно ставить всё, даже телефонную книгу. С возрастом понимаешь, что это не так. И не за какими режиссерскими штучкам и гениальными придумками ты не спрячешься, если нет живого человеческого отношения внутри пьесы.

Не очень люблю, когда пытаются подминать классику и начинают играть в рваных джинсах и коротких юбках, демонстрировать обнаженные тела на сцене. Надо сыграть так, чтобы зритель понял: прошло сто лет, и, оказывается, то, что было тогда, живо и у нас сейчас.

Современные драматурги начинают переписывать классику. Если это не становится самоцелью и сделано ультрахорошо, наверное, это приемлемо. Великий Горин тоже брал классику, но он бережно к ней относился, вкладывая свои мысли и понятия.

 

Счастливый человек, который всё время преодолевает преграды…

Что помогает в жизни?.. Память о тех людях, которые воспитали меня, выпустили в жизнь, поддерживали, мысленно были со мной. Это мои родители. И те, кто в трудную минуту подставлял плечо.

Важно, когда есть желание что-то сказать людям и чтобы это дошло до зрителя. Если чувствуешь, что ты нужен и силы есть, тогда всё хорошо. Как у Высоцкого: я всегда во всё светлое верю.

Я счастливый человек. Тот, который всё время преодолевает какие-то преграды, продирается через тернии, но я не жалею. Так у меня сложилась судьба. И наверное, если б не было всех этих преград, не было бы и сладкого чувства преодоления.

 

Фото из архива Ставропольского  академического театра
драмы имени М. Лермонтова.

Читайте также: В Ставрополе была представлена премьера моноспекталя «Чехов. Послушайте!»

 

Ставропольский академический театр драмы имени М.Ю. Лермонтова, 70 лет, режиссер Валентин Бирюков, юбилей

Другие статьи в рубрике «Культура»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»



Последние новости

Все новости

Объявление