Родом из Италии
Никита ПешковВыставка итальянского скульптора Джанмарии Потенца «Венецианские ритмы» открылась на прошлой неделе в галерее «Паршин». Более 100 скульптур и декоративных панно познакомят зрителей с итальянским искусством и далекой Венецией.
Выставочный зал галереи, да и вся она преобразились. Даже на входе стоят удивительные фигуры, отливающие бронзой и притягивающие взгляд странной геометрией форм. В экспозицию вошли работы разных лет.
У входа посетителей встретит скульптура, повторившая собой книжный шкаф с содержимым, приобретший какую-то особую фундаментальность недвижимостью «книг» и бронзовым отливом. Дальше — целый зал современного итальянского искусства. На стенах - мозаичные панно словно собраны из детских деревянных кубиков и раскрашены радугой или звездной ночью, в центре у некоторых - стеклянные элементы. Например, аккуратно разрезанные, словно ножом, кувшины. На полу фигуры животных, состоящие из слишком правильных для природы элементов, скульптуры, которые можно поворачивать вокруг оси, точные формы, ровные линии. Непривычное изящество. В какой-то момент мозаики и формы могут напомнить об ацтеках или о чем-то фантастичном, но на самом деле в работах скульптора выражена любовь к городу.
- В его искусстве — Венеция. Также там видны культурные корни из византийского искусства, оттуда это все берет начало, - рассказал куратор выставки Энцо Форнаро. - Если мы будем идти по Венеции, смотреть на здания, на дворец герцога, то увидим все эти элементы, которые трансформировал Потенца, создавший такие образы. Это впечатление, которое оставляет Венеция.
«Джанмария Потенца – скульптор и живописец, монументалист и мастер малых форм прикладного искусства» - так говорят о нем организаторы выставки. Они называют «Венецианские ритмы» не иначе, как событием года в творческой жизни города.
Потенца работает в техниках деревянной и бронзовой скульптуры, витража и мозаики, керамики, лака, гравировки по стеклу, металлу и бетону, сграфитто, росписи по дереву и бархату. Интерес автора не ограничивается каким-либо одним материалом, но в то же время все используемые материалы, кажется, сами становятся объектами творческого выражения. Листы для своих графических опытов художник отливает самостоятельно, а стекло производится в студии «Ла муррина», основанной Потенца в 1968 году и работающей по сей день.
Джанмария Потенца родился в 1936 году в Венеции. Несмотря на почтенный возраст автора, его работы остаются современным, а язык его творчества, по мнению ставропольской поэтессы Елены Гончаровой, посвятившей выставке и автору стихотворение, пока не до конца понят современниками.
По словам куратора выставки Форнаро, который работает в нашей стране уже долгое время, и в России, и в Италии не очень хорошо знают искусство друг друга. Возможно, выставка «Венецианские ритмы» поможет выстроить культурные мосты. И пусть они будут так же фантастичны и замысловаты, как работы Джанмарии Потенца.