«Сервисизация» экономики? Легко!
Лариса Ракитянская
Высшее образование в России живет в режиме реформ. Не только внешне - в работе преподавателей или в каких-то структурных изменениях. Как общественный институт высшее образование тоже меняется: люди воспринимают учебу в вузе и дальнейшее трудоустройство в более прикладном смысле - как сферу социального быта.
Редакция «Вечерки» обратилась к доктору педагогических наук, профессору, заслуженному работнику высшей школы РФ, декану гуманитарного факультета СевКавГТУ Юрию ВЕТРОВУ с просьбой дать оценку этой тенденции.
От иголки до самолета...
- Юрий Павлович, не обидно, что вузовское образование выполняет сегодня такую вот «служебную» роль?
- Нисколько! Высоких слов не побоюсь: служить потребностям общества - нет доли почетнее. Подтвердить могу на примере нашего гуманитарного факультета, где выбор специальностей широк: «Реклама», «Связь с общественностью», «Дизайн», «Социология», «Социальная работа», «Социально-культурный сервис и туризм», «Перевод и переводоведение».
- Дизайн - это действительно модно и востребованно. Какую квалификацию получают выпускники?
- Промышленный дизайн. Эта базовая квалификация, охватывающая широчайший круг объектов - от иголки до самолёта. В вузе формируется проектное мышление и культура в графическом дизайне, дизайне среды, дизайне средств транспорта
и т. п. Это курсы проектирования и моделирования промышленных изделий, рисунка, декоративной живописи, скульптуры, проектной графики, композиции, цветоведения и колористики и многих других. Будущие специалисты могут работать во всех областях: на промышленных предприятиях, в дизайнерских бюро, архитектурных, художественных союзах, заниматься преподавательской, маркетинговой, организационной деятельностью.
Пиарщик и рекламщик - слова не ругательные!
- По каким еще актуальным специальностям ведется обучение на гуманитарном факультете?
- Специальность «Реклама». Изучение широкого спектра социально-экономических, психологических дисциплин, практика в рекламных фирмах, участие в рекламных акциях обеспечивают высокий уровень профессиональной подготовки выпускников.
В этому году будет первый набор студентов на специальность «Связи с общественностью». Как известно, термин «PR» (public relations) быстро и прочно вошел в наш лексикон, но вызвал при этом неоднозначную реакцию. Многие, увы, весьма упрощенно и искаженно понимают (скорее всего, по незнанию) особенности социальной миссии PR. Между тем появление и развитие PR - процесс естественный. Он по сути - новая коммуникативная модель, регулирующая общественные отношения.
- А каковы перспективы трудоустройства?
- «Связи с общественностью» - междисциплинарная отрасль, объединяющая социальные, экономические, психологические аспекты. Студентам будут предложены учебно-методические материалы, разработанные учеными университета и получившие одобрение ведущих специалистов МГИМО. Специалист по связям с общественностью востребован в органах государственной власти, крупных правительственных компаниях, организациях всех форм собственности.
Будет магистрат социологии
- СевКавГТУ - единственный в крае вуз, готовящий профессиональных социологов. Что нового?
- Мы получили положительное экспертное заключение учебно-методического объединения по классическому университетскому образованию о готовности нашего университета к магистратуре по социологии. Сейчас пакет документов проходит лицензионную экспертизу в Минобрнауки РФ. Потом вузу будет выдана лицензия, и мы начнем подготовку магистров социологии. Это будут высококвалифицированные люди, способные работать не только в специализированных социологических агентствах, но и руководить организациями и подразделениями, ведущими крупные социологические исследования, а также преподавать в вузах.
- Специальность «социальная работа» многие считают нетворческой, скучной, так как она предполагает в будущем только обслуживание немощных людей. Так ли это?
- В каждой профессии есть элементы творчества и рутина! Студенты принимают участие во многих междисциплинарных исследованиях кафедры социологии и социальной работы. Ее преподавателями учреждена автономная некоммерческая организация «Студенческое социальное агентство «Стимул». Студенты-волонтеры в нем выполнили ряд исследовательских и технологических проектов при финансовой поддержке самых разных «грантодателей», в том числе и администрации Ставрополя. Сейчас студенты-добровольцы 4-го курса бакалавриата социальной работы и переводчики 1 - 2-го курсов в рамках канадско-российского проекта «Усовершенствование работы с молодежью группы риска в Российской Федерации» выполняют проект «Медиация: решение конфликтов в школе» при финансовой поддержке Канадского агентства международного развития. И это - только один пример!
Туризм - марка края
- Говорят, что, несмотря на кризис, растет спрос на специальности, связанные с сервисом. Даже появился термин «сервисизация» экономики. Как это касается нашего края и вуза?
- Напрямую! Для получения профессиональной компетенции наши студенты изучают менеджмент, маркетинг, экономику, рекламную деятельность в сфере сервиса, связь с общественностью, журналистику и др., а также проходят практику на предприятиях индустрии гостеприимства (рестораны, гостиницы), рекламных и PR-агентствах, выставочных комплексах, турфирмах и тур-агентствах. Ставропольский край - крупнейший курортный регион России, имеющий значительный потенциал. И потому два года назад постановлением Правительства РФ в крае создана особая экономическая зона туристско-рекреационного типа. Предполагается создание 14 туристских комплексов, термального центра, клубного отеля, аквапарка, центров дельта- и парапланеризма, центра верховой езды, питьевой галереи и пр.
- Потребуются и переводчики?
- Конечно, для этого у нас есть специальность «Перевод и переводоведение». Студенты изучают английский (как первый), немецкий, французский, испанский. Качественная подготовка обеспечивается значительной материальной базой: при кафедре существует специализированная лингвистическая библиотека, современные лингафонные кабинеты, компьютеризированные аудитории, бесплатный доступ к спутниковому телевидению и услугам Internet.