Школа - не поле брани
Лариса РакитянскаяНа минувшей неделе в редакции «Вечернего Ставрополя» прошла «прямая линия» с руководителем управления образования администрации Ставрополя Еленой Петровной Букша.
«Возьму душевность и тепло...»
Пока телефон не разразился звонками, мы с Еленой Петровной успели поговорить о ее самочувствии в новой должности. Е. П. Букша добрым словом вспомнила каждого из прежних руководителей управления образования и сказала: «От каждого из них возьму все теплое, душевное, что раньше было, но буду делать свое, как я это вижу и понимаю».
А видела Елена Петровна многое: считай, вся ее судьба связана с педагогикой. Закончив Дивенскую школу, она поступила в Пятигорский педагогический институт иностранных языков, потом работала в Кочубеевском районе в школе-интернате учителем французского, английского языка и одновременно — воспитателем. Признается: это было очень тяжело.
В 80-е годы перебралась в Ставрополь. Приглашение в 14-ю школу было неожиданным, но судьбоносным. В первый же год работы Е. П. Букша заняла второе место в городском этапе конкурса «Учитель года». Потом был краевой этап и первое место в нем. Карьера педагога продолжилась в 14-м и 16-м лицеях, потом — в 42-й школе, которую Елена Петровна и возглавила, проработав в этой должности 14 лет и 9 месяцев.
Учебники: мы не имеем права лоббировать чьи-то интересы
Первым на «прямую линию» дозвонился Алексей Александрович, дедушка одного из учеников 35-го лицея. А за ним последовал разговор и с Ольгой Николаевной, бабушкой третьеклассника из этого же лицея. Тема одна и та же: покупка школьных учебников. Оба собеседника сообщили: мол, есть в этой школе какие-то странные рекомендации — покупать учебники только у одного предпринимателя, а получается, что они дороже аж на 1000 рублей...
Е. П. Букша сказала:
- Эту проблему я знаю, но позвонившим не только в газету, но и мне лично я бесконечно благодарна. У меня уже состоялся разговор с директором лицея, а на ближайшем совещании с руководителями школ я еще раз однозначно и твердо обозначу позицию управления образования: покупать учебники - это право родителей. Главное, чтобы они были хорошими и, естественно, подешевле! Никаких завышенных цен быть не должно, мы не имеем права лоббировать чьи-либо интересы. Если бы конкуренция понижала цену учебника, это было бы всем понятно...
«Золотые» часы учебы школа сохраняет
На «прямой линии» прозвучал и вопрос, касающийся только что принятого Закона РФ «Об образовании». Речь шла в первую очередь о нашумевшем «сокращении» учебных часов. Е. П. Букша, отвечая собеседнику, удивленно спросила:
- Вы считаете, что 36 часов уроков — мало? Надо 46? Но посчитайте: 36 на шесть - это по шесть уроков ежедневно. И если сравнить образовательную систему в советское время и сейчас, то и тогда образование строилось на двух вертикалях: обучение и воспитание. Новый закон это лишь подтвердил...
Люди говорили и о том, что по новому закону образование становится товаром, его продают и покупают. Руководитель управления образования парировала:
- Думаю, не надо спорить о каких-то философских категориях: учить и «оказывать образовательные услуги» на самом деле — синонимы одного и того же процесса...
Отвечая на вопрос, что означает статья, позволяющая школам проводить профессиональную подготовку в качестве дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг, Е. П. Букша сослалась на ст. 19 (пункт 8) закона
№ 273-ФЗ, которая говорит, что школы по договорам и совместно с предприятиями, учреждениями, организациями могут проводить профессиональную подготовку. Но лишь при наличии соответствующей лицензии (разрешения) на указанный вид деятельности. Важно понимать: начальная профессиональная подготовка проводится только с согласия обучающихся и их родителей (законных представителей).
А еще Елена Петровна подчеркнула: новый закон сохраняет государственные гарантии бесплатности образования, а Единый государственный экзамен (ЕГЭ) по-прежнему останется главной системой оценки знаний выпускников и инструментом для поступления в вузы и колледжи. При этом сохраняются льготы для победителей олимпиад, чемпионов и призеров Олимпийских игр, детей-инвалидов.
К положительным моментам закона Е. П. Букша отнесла и то, что в нем четко фиксируются меры социальной поддержки учащихся. Заявлен и принципиально иной подход к детям с ограниченными возможностями: вместо их изоляции вводится инклюзивное образование в школах.
Говоря о нашумевшем обсуждении нового закона, Е. П. Букша обратила внимание и на то, что сегодня школьное образование — связующее звено не только между учителями и учениками:
- В этот процесс должны включиться и родители: они должны не только выбирать учебный курс для своих детей, но участвовать в управлении образовательными учреждениями — в том числе и внимательно наблюдать, как расходуются средства, собранные в качестве пожертвований. Не называйте это поборами! Мы не устанем повторять: родители имеют право не давать школе ни копейки! Но если могут, пусть помогают. Еще будучи директором, я заметила: родители, имеющие более высокий доход, чаще отказываются от спонсорства. А вот мамы и папы менее состоятельные, как правило, не отказывают школе в помощи...
Школа - не монастырь. Но свой устав есть!
На «прямой линии» прозвучал и такой вопрос:
- Моего внука (ученик 7-го класса) часто снимают с уроков на различные конкурсы, иные школьные и городские мероприятия. Мы считаем, что приоритетом должна быть учеба. Как этого добиться?
Е. П. Букша сказала:
- Школа никогда не была оторвана от жизни города и общества. Это же не монастырь за высокими стенами! Любые городские, районные мероприятия, как правило, связаны с датами, отмечаемыми всем нашим народом или имеющими городское значение. Как тут обойтись без участия детей, я лично не представляю! Так было и в советские годы, если помните. Да, учеба должна быть приоритетом, и потерянные часы обычно компенсируются. Кроме того, детей не снимают с главных уроков — русского или математики. Не то чтобы «жертвуют» другими, но вносят в расписание изменения, и отдают детям «знаниевую» составляющую обязательно! Кстати, нельзя забывать и о воспитательном моменте — любое внешкольное или школьное мероприятие, как правило, не дань «показухе», а, если хотите, творческий «выдох» той или иной темы и события...
- Мы слышали, что новый закон разрешает исключение ребенка из школы? За что и почему?
- Да, это так. По решению органа управления образовательного учреждения (управляющий совет плюс педсовет, например) за совершенные неоднократно грубые нарушения устава школы допускается исключение ребенка, достигшего возраста 15 лет. Исключение применяется, если меры воспитательного характера не дали результата, а дальнейшее пребывание ученика в школе оказывает отрицательное влияние на других детей, нарушает их права и права работников образовательного учреждения, а также наносит вред нормальному функционированию школы. Но! Решение об исключении ученика, не получившего общего образования, принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Еще раз вернусь к опыту советской школы: если помните, то тогда могли исключить и за неуспеваемость, и за поведение...
Управление школой - дело оперативное
Вопросов, поступивших непосредственно на телефон «прямой линии», было немного. Мы с Еленой Петровной сочли это скорее положительным сигналом отношения к образовательной отрасли со стороны общественности города.
- Но не поводом к самоуспокоенности, - уточнила Е. П. Букша.
А когда мы подошли к предварительно заданному родителями вопросу о ремонте лицея № 15, Елена Петровна заговорила о внутришкольном «менеджменте»:
- Я хочу со страниц газеты дать сигнал директорам: давайте управлять школами оперативно! По 15-й школе есть срочные вопросы, но, к сожалению, в план капитального ремонта на 2013 год она не вошла. В период с 2009-го по 2012 год в данном учреждении проводились ремонтные работы на сумму более 16 миллионов рублей.
В настоящее время с министерством образования Ставропольского края прорабатывается вопрос о выделении средств в рамках модернизации системы общего образования на сумму более 34 миллионов рублей для замены окон в 12 школах. Кроме того, за счет средств муниципального бюджета в 2013 году будет проведен ремонт 15 школ на сумму более 88 миллионов. За счет средств федерального бюджета планируется продолжить ремонтные работы в школе № 6 и гимназии № 12.
Подчеркиваю: директор школы в первую очередь — хозяйственник, он должен видеть перспективу и выбирать приоритеты: что сегодня важнее школе — спортзал, теплица, крыша или окна...
Прощаясь, мы договорились с Еленой Петровной, что «прямые линии» у нас в газете станут тоже более оперативными: школьная жизнь того требует — впереди ЕГЭ, а он — тема отдельного разговора.