Школе — выставлять оценки!
Лариса РакитянскаяСтало уже традицией: педагоги края в сентябре встречаются на коллегии министерства образования Ставропольского края, чтобы конкретизировать задачи, стоящие перед ними в самом начале учебного года. Нынешнее заседание было выездным — оно прошло в селе Александровском.
Тема разговора - о совершенствовании механизма независимой оценки качества образования в нашем крае, об итогах ГИА и ЕГЭ-2011.
В работе коллегии приняла участие и директор МОУ СОШ № 29 г. Ставрополя Любовь Назаренко. Вот что она рассказала журналисту «Вечерки».
О качестве — на примере городской школы
- Любовь Владимировна, на краевом и городском уровне сейчас много говорят о так называемой «внешней» оценке работы школы? Что имеется в виду?
– В последние годы в системе образования страны произошли существенные изменения. Появились новые подходы к оценке качества образования. В нашем городе управление образования делает упор на создание муниципальной системы оценки качества образования. К участию в процедурах оценки качества образования во всех образовательных учреждениях города привлекаются обучающиеся, родители, педагогические работники. Созданы органы общественного участия в управлении образованием, такие как управляющие советы: школы, ученический совет и совет отцов.
- Как это выглядит на примере 29-й школы?
- В рамках реализации поставленной задачи мы утвердили свое положение. Зайдите на сайт школы, и вы увидите публичный отчет о работе педагогов и руководства. Он ежегодно предлагается вниманию общественности, да еще и заслушивается на общешкольном родительском собрании.
Так что гласность, высокая информированность учеников и родителей в этом ведь и проявляется! Не зря сайт учителей школы открывается поэтической строкой:
Достучаться до каждого сердца
Тех, кого ты решился учить,
И откроется тайная дверца
К душам тех, кого смог полюбить!
И еще к этому же вопросу надо добавить: информационная поддержка оценки качества в нашей школе осуществляется через три независимых Интернет-линии, сайт школы, сайт «Учительская гостиная». У нас создана «горячая линия» по вопросам педагогического и организационно-технического сопровождения учебного процесса. В будущем планируется создание сайта «Ученик - ученику».
Чем измерить «профиль»?
На сентябрьской коллегии министерства образования — 2011 говорили и о профильном образовании. И.о. министра образования СК Ирина Кувалдина призвала сделать упор на естественные науки. Почему? Да потому, что, как считает Президент России Д. Медведев, наши десятилетние оказались мировыми лидерами в чтении, естествознании и математике. Наши 15-летние оказались аутсайдерами в чтении, математике и естествознании.
Я спросила Любовь Владимировну, согласна ли она с таким выводом — опять-таки, на примере руководимой ею школы.
- Как раз об этом я и говорила, выступая на коллегии минобразования СК. Учреждение, которым я руковожу три года, относится к категории повышенного уровня. Особое внимание мы уделяем преподаванию предметов естественно-научного цикла, изучение которых ведется углубленно с 8-го по 11-й класс. Выстроена определенная система повышения мотивации обучающихся к изучению именно этих предметов и достижению высоких результатов. Так, уже с 5-го класса в учебный план вводится пропедевтический курс, на котором начинается изучение физики, биологии, химии. В рамках его изучения проводятся лабораторные, практические работы, которые очень интересны младшим школьникам. В дальнейшем с учетом запросов родителей и детей комплектуются классы с углубленным изучением предметов.
На старшей ступени мы сотрудничаем с ведущими вузами города: СГУ, СевКавГТУ, аграрным университетом и другими. Стало традиционным проведение конференций, школьных олимпиад, конкурсов по естественно-научной направленности. Наиболее активные учащиеся поощряются в виде школьных премий, призов и подарков.
ЕГЭ — индикатор качества?
О качестве образования в каждой конкретной школе судят по проценту «поступаемости» выпускников в вузы. Может ли этот параметр быть по-настоящему показательным, ведь в обществе до сих пор идут споры о том, что надо бы убрать эту позицию из системы оценки школ вообще. Об этом я тоже спросила свою собеседницу.
- Бесспорно, одним из важнейших инструментариев независимой, объективной оценки результатов учебы в школе является сегодня Единый государственный экзамен, итоги которого подтверждают, что педагогический коллектив ведет свою работу в нужном направлении. Это видно на примере нашей школы, где за последние три года наблюдается рост качества знаний по предметам углубленного изучения. Кстати, почти 40 процентов наших выпускников 2011 года выбрали для сдачи ЕГЭ предметы естественно-научного цикла. Средний балл по этим предметам составил 57.
Показателем работы стали и другие достижения наших выпускников. Ученица Марина Гавришева по итогам Межрегиональной олимпиады по химии была зачислена в СевКавГТУ вне конкурса, Дина Ермилова стала победителем краевого этапа Всероссийской олимпиады по физике и участницей Всероссийского этапа, Юрий Москаленко, Александр Чекменев вышли победителями краевого этапа олимпиады по информатике и участниками Всероссийского этапа олимпиады.
На всех ступенях показатель обученности в течение последних лет составляет 100 процентов, мониторинг качества знаний показывает положительную динамику. Например, за период с 2008-го по 2011 год на первой ступени обучения показатель увеличился. Повысился средний балл учащихся по русскому языку, географии, английскому языку, литературе, обществознанию, физике, химии. А наша Дарья Зернова набрала 100 баллов. Увеличилось и количество учащихся, награжденных золотыми и серебряными медалями: с 6 учащихся в прошлом году до 11 - в этом.
Школа: закон конкуренции
Конечно, в нашем разговоре с директором 29-й школы мы не могли обойти тему материальных взаимоотношений. Общественность много шумит сейчас об этом, с оттенком осуждения говоря о том, что сегодняшняя школа призвана не давать, а ПРОДАВАТЬ знания, будучи ПОСТАВЩИКОМ образовательных услуг. У Любови Владимировны есть свое мнение на этот счет:
- Я убеждена, что сегодня в рамках реализации 83-го Федерального закона руководители городских школ обязаны думать о конкурентном преимуществе своей школы, о качестве образовательных услуг. Имеются в виду не только и не столько платные услуги, а те, которые предоставляются в рамках бюджетного нормативного финансирования. И тогда этот закон не станет «похоронкой» для бесплатного образования. Тем более что в нашем городе для удовлетворения запросов населения в качественно новом уровне образования развита сеть образовательных учреждений повышенного уровня: это шесть гимназий, 10 лицеев, девять школ с углубленным изучением отдельных предметов. Только за последние два года в Ставрополе создано два таких учреждения – это лицей № 38, реализующий образовательные программы III ступени обучения, и школа с углубленным изучением отдельных предметов № 39.
А обучение в нашей школе прежде всего направлено на реализацию личностно ориентированного подхода. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной «траектории»...