«Слово» о Римме Ивановой

Ольга Метёлкина

27 июня исполняется 125 лет со дня рождения героини Первой мировой войны, сестры милосердия, награждённой военным орденом Святого Георгия 4-й степени Риммы Ивановой

Длительное время в Ставрополе, где Римма родилась и прожила почти всю свою недолгую жизнь, память о ней сохранялась лишь в музейных и архивных фондах, да священнослужители совершали молебны на месте ее погребения в ограде Андреевского собора. Спустя век после того, как отважная сестра милосердия совершила свой подвиг, Ставрополь удостоил ее звания почетного гражданина города, в одном из новых кварталов ее именем была названа улица, а возле здания бывшей Ольгинской гимназии, где училась Римма, открыли памятник.

 

Именно это событие и послужило для художественного руководителя театра-студии «Слово» режиссера Евгения Пересыпкина импульсом для создания пьесы о Римме Ивановой. Актеры «Слова» принимали участие в торжественной церемонии открытия памятника. И тогда у Евгения Петровича возникла идея написать сценарий для документально-художественного спектакля и поставить его на сцене Дворца детского творчества.

Евгений Пересыпкин погрузился в документы, научные исследования, газетные публикации, прочитал повесть ставропольского журналиста Ю. Христинина, выход которой в 1987 году, по большому счету, вернул из забвения имя героини. В основу сценария были положены письма Риммы с фронта, воспоминания современников о ней и материалы из книги профессора Северо-Кавказского федерального университета Николая Судавцова «Римма Иванова – героиня Первой мировой войны».

Сцена из спектакля «Римма Иванова: ставропольская Жанна д’Арк».
Александр ПлотниковСцена из спектакля «Римма Иванова: ставропольская Жанна д’Арк».

Премьера постановки, как и большинство спектаклей театра-студии «Слово» имени Владимира Гурьева, прошла с аншлагом. Благодаря тому, что еще на стадии сценария проект «Римма Иванова: ставропольская Жанна д’Арк» стал победителем в конкурсе Фонда президентских грантов, были выделены средства на декорации, костюмы, реквизит. Поддержку «Слову» оказали правительство края, министерство культуры СК, администрация города Ставрополя и Ставропольское региональное отделение Российского военно-исторического общества.

Режиссер Е. Пересыпкин намеренно ввел в спектакль актеров разных поколений. Наряду с известными по многочисленным работам в «Слове» студийцами Вячеславом Савиным, Евгением Нетудыхатой, Игорем Кофановым, Денисом Беловым, Андреем Козловым, Виталием Егоровым, Анастасией Тищенко он ввел в постановку ребят, которые занимаются 2-3 года, а также совсем юных. Всего в спектакле играют 32 артиста. Интересно, что роль Риммы Ивановой репетировали сразу несколько юных актрис, режиссер хотел, чтобы каждая из них попробовала внести в образ героини своё осмысление ее подвига. Евгений Пересыпкин, помимо того, что в данном проекте выступает как автор пьесы и режиссер, также играет в спектакле роль императора Николая II.

На этапе прочтения пьесы у студийцев младшего возраста возникало много вопросов, связанных в основном с историческими нюансами, деталями гражданского и военного быта периода Первой мировой войны. Постепенно ребята погружались в эпоху, глубже проникали в характеры своих персонажей. Для кого-то из них участие в спектакле стало поводом для того, чтобы больше узнать о жизни и подвиге нашей землячки.

 

На премьере, состоявшейся 29 апреля на сцене Дворца детского творчества, роль Риммы исполнила Лилия Яковлева. В этом образе она впервые предстала и год назад на открытии памятника героине возле бывшей Ольгинской гимназии. Еще тогда присутствовавшие на церемонии отметили портретное сходство Лилии с Риммой.

В роли Елены Никаноровны - Юлия Пересыпкина, Михаил Петрович - Игорь Кофанов, Римма - Лилия Яковлева.
Александр ПлотниковВ роли Елены Никаноровны - Юлия Пересыпкина, Михаил Петрович - Игорь Кофанов, Римма - Лилия Яковлева.

В роли родителей Риммы Ивановой выступили Юлия Пересыпкина и Игорь Кофанов. В прологе спектакля Елена Никаноровна и Михаил Петрович на ставропольском железнодорожном вокзале ожидают прибытие поезда, в котором на родину везут тело их погибшей дочери. Мучительное время трагических переживаний и вопросов, которые не дают покоя родителям, потерявшим юную, но не по годам повзрослевшую дочь. Назвать игрой то, как проживает эту сцену Юлия Пересыпкина, было бы неправильно: в мимике, импульсивных, отчаянных движениях ее героини ощущается боль и чувство вины за то, что она как мать не сумела удержать дочь дома, уберечь ее от неминуемой гибели. Отец, Михаил Петрович, был человеком мягким и добросердечным, каким его и показал Игорь Кофанов. У Риммы к нему было особое отношение. Не случайно в письмах она вспоминает о его больном сердце: «...моя смерть может вогнать в могилу отца».

Основной сюжет пьесы развивается в хронологической последовательности событий, приближающих главную героиню к трагическому финалу. Для тех, кто недостаточно знает биографию Риммы Ивановой, несомненно, было интересно узнать, как формировался характер простой ставропольской девочки, которая с детства больше интересовалась мальчишескими играми, чем куклами и рукоделием. Всё это живо показано в спектакле.

Одной из любимых книг Риммы Ивановой в детстве были записки кавалерист-девицы Надежды Дуровой. Этот факт тоже не остается без внимания в спектакле. Любовь к Родине в семье Ивановых была такой же естественной частью жизни, как любовь к родителям и брату. И когда повзрослевшие подруги по гимназии грезили о будущем семейном счастье, Римма строила планы, как она будет учить ребятишек в сельской школе и тем самым приносить пользу людям.

 

Автор книги «Римма Иванова – героиня Первой мировой войны» профессор Николай Судавцов, который был на премьере спектакля, считает, что создателям спектакля удалось сделать главное: сохранить документальность материала. Так, в диалогах использованы тексты писем Риммы, это ее слова и мысли, и поэтому они придают сюжету дополнительную эмоциональность. Речь протоиерея Симеона Никольского, который был дружен с семьей Ивановых, тоже подлинная. Документы и воспоминания современников сохранили для потомков факты из жизни героини и события скорбных дней прощания с Риммой Ивановой.

«Подвиг порой совершается в секунды, но к нему человек готовится всю жизнь, - сказал Николай Судавцов. - Ребята попытались это показать - становление Риммы как патриота. Она оказалась в гуще боевых действий, движимая вовсе не юношеским романтическим порывом, а искренним желанием быть полезной в тяжёлое для Отечества время. В решении двадцатилетней девушки не было ни малейшей доли экзальтации и авантюризма: она добровольно отправилась на фронт, получив профессиональный опыт хирургической медицинской сестры в госпитале. За мужество при спасении раненых Римма Иванова была награждена Георгиевским крестом 4-й степени и двумя Георгиевскими медалями. Надо полагать, такие награды получали далеко не многие сестры милосердия. Римма не раз рисковала собой, вынося с поля боя раненых».

 

В финале спектакля зрители не могут не задаться вопросом: что заставило юную девушку, которая так любила жизнь, осознанно пойти на смерть?.. Ведь ее поступок не был импульсивным или случайным. То, что она реально, без романтизма воспринимала происходящее, понятно из писем. В июле 1915 года она, как будто предчувствуя скорую гибель, писала дяде: «Я хочу только сказать, что много бы отдала, чтобы родные отнеслись бы к моей смерти так, как я к ней отношусь сама».

Актеры театра-студии «Слово» после спектакля.
Александр ПлотниковАктеры театра-студии «Слово» после спектакля.

В постановке «Римма Иванова: ставропольская Жанна д’Арк» есть важные моменты, которые ценил и создатель театра-студии «Слово» Владимир Владимирович Гурьев - искренность, душа и мысль, которая будоражит зрителей после того, как спектакль окончен. И, наверное, каждый задумывается над словами Риммы: «Жизнь вообще коротка, и надо прожить её как можно полнее и лучше».

Читайте также: Ставропольские кадеты считают своим долгом знать историю Pоссии

сестра милосердия, Первая мировая война, «Римма Иванова: ставропольская Жанна д’Арк», театр-студия «Слово», Римма Иванова

Другие статьи в рубрике «Культура»

Другие статьи в рубрике «Общество»



Последние новости

Все новости

Объявление