Служение, возрождение, вера
Елена ПавловаВ Ставрополе состоялся традиционный Ставропольский форум Всемирного Русского Народного Собора
Масштабное событие, которое ежегодно проводится в нашем городе с 2012 года, практически сразу стало неким провозвестником становления Русского мира, хотя сам термин тогда еще так широко, как сейчас, не употреблялся. Проходящий под эгидой ВРНС, председателем которого является Патриарх всея Руси Кирилл, Ставропольский форум каждый год выводил в главные темы обсуждения самые болевые и животрепещущие вопросы современности: о миссии и судьбе русского народа, о современных рисках и угрозах, о патриотическом воспитании молодежи, о духовных скрепах и сохранении традиций, защите нашей Истории, семейных ценностей и культурного достояния. В этом году главная тема обсуждения – «Служение Отечеству – ответственность за его судьбу».
Стратегическое планирование будущего
Отвечая на вопрос ставропольских студентов о том, при каких условиях Россия сможет снова стать великой империей, заместитель председателя Всемирного Русского Народного Собора учредитель телеканала «Царьград» Константин Малофеев сказал: «Служение Отечеству... Не просто работа, а именно служение... И еще – уважение к тем, кто этому посвящает жизнь – к воинству и священству»... Вот когда мы достигнем этого, то и великую империю сможем построить. По сути, именно ВРНС является площадкой по выработке стратегического планирования будущего России. Двести наших экспертов работают над проектом «Россия-2050», и многие вещи, о которых в том числе и здесь, на Ставропольском форуме, говорили как о планах, – они уже вошли в законодательство, значатся в Указах Президента, они уже работают.
В этом году форум начался не с пленарного заседания, а с литературного собрания (встреча духовенства с писателями и поэтами тоже традиционно проводится в Епархии).
Протоиерей Владимир Сафонов тепло приветствовал собравшихся:
– Для нашей русской культуры, рожденной честным, искренним откликом на зов Иисуса Христа, во все времена главными были темы веры и благочестия, любви и достоинства, Родины и героизма. Я бы хотел молитвенно пожелать нашему собранию сделать достойный вклад в сокровищницу русской культуры и породить новые смыслы, которыми бы утверждалось наше общество.
Президент Ассоциации «Лермонтовское наследие» Михаил Лермонтов говорил о великой силе слова и миссии литературы в нынешнее переломное время:
– Русская литература – главная сила в современном мире, где, несмотря на грохот, с новой силой звучат стихи и рассказы о нашей с вами истории. Историческая правда собирается именно в литературных произведениях. Это одно из откровений, которому государство стало придавать особое значение.
Эту же мысль Михаил Юрьевич подчеркнул и на следующий день, когда выступал с докладом на секции «Патриотизм и гражданственность в системе ценностей государственного служения». Он посетовал, что два десятилетия после развала СССР культурная политика оставалась болью всех здравомыслящих людей. Она программно была нацелена на воспитание «квалифицированных потребителей» и «эффективных менеджеров». Именно такие задачи ставились перед культурой. И только в 2014 году были приняты «Основы государственной культурной политики», где во главу угла поставили духовные ценности нашего народа. Но потом восемь лет с огромным трудом удавалось «проталкивать» в документ стратегию культурной политики, не говоря уж о реализации. Существенные сдвиги в нужном направлении произошли после начала СВО. Сейчас один за другим выходят Указы Президента, в которых четко прописаны все цели и задачи. Например, в Указе «О внесении изменений в Основы государственной культурной политики...», где перечислены 18 пунктов, которые являются системообразующими для сохранения русской цивилизации.
В глубь веков
Термин «русская цивилизация» сейчас часто применяется. Это закономерное явление. Война-то идет цивилизационная. И вот теперь уже ученые стали говорить о цивилизационной идентичности. Отмечал это в своем докладе и профессор Виктор Авксентьев, подчеркнув, что раньше ученые исследовали вопросы гражданской и государственной идентичности. Правда, результаты социологических опросов говорят о том, что в обществе существует некая конкуренция идентичностей. В основном у молодежи, конечно. Но это преодолимо – если оглянуться лет на 10-15 назад, то значительное число молодых людей в том же Ставрополе на первое место по значимости поставили бы свою национальность, а уже потом – гражданство России. С тех пор многое изменилось. Сейчас для большинства принадлежность и сопричастность судьбе своей страны – первый и главный пункт в самоидентификации. В нашем регионе, если судить по результатам соцопросов, с 2009 года (начало мониторинга) ситуация заметно улучшилась. Национальный вопрос, который 15 лет назад был в тройке лидеров по тревожности, уж лет пять, как даже топ-десять покинул. Это, с одной стороны, результат системной работы, а с другой – объединение перед лицом общей опасности. Внешние угрозы всегда объединяют. Самое интересное, что противник всех нас очень четко идентифицирует – именно по цивилизационному признаку. Для европейского паноптикума все мы, вне зависимости от национальности, русские, и очень раздражаем наших «непартнеров» фактом своего существования.
Но возвращаясь к теме служения Отечеству, нельзя не сказать о роли церкви. Секретарь ученого совета Ставропольской епархии Евгений Шишкин провел очень интересный исторический экскурс в глубину веков, чтобы доказать главную мысль: стремление русских людей к спасению души приводило к прямым последствиям для нашего Отечества. Не было ни одного князя (включая Владимира Мономаха), который бы всей Русью владел... А митрополит всея Руси был. И это было великое проявление гражданственности, потому что людей объединяла вера. Митрополит не подменял собой государство, но велика заслуга священников и в становлении, и в спасении русской государственности. Все знают первого книгопечатника Ивана Федорова, но редко вспоминают епископа Макария, который убедил царя Ивана Грозного в том, что на территории только что завоеванного Казанского ханства нет ни одной книги. А они были нужны, как сейчас бы сказали, «для интеграции новых территорий в Россию». Ополченцы Минина и Пожарского тоже погнали поляков из Москвы с благословения преподобного Дионисия и с Казанской иконой Божией Матери, несомой во главе войска. Так с Божьей помощью и одолели Великую Смуту.
Вера православная Россию собирала. Эта мысль очень ярко прозвучала в докладе директора Георгиевского историко-краеведческого музея Наталии Ильичевой на секции «Сохранение исторической памяти и преемственность поколений – основа единения Российского государства». Ох как показательна в наше время история вхождения Восточно-Грузинского царства Картли-Кахети под протекторат России, что и было зафиксировано в двустороннем документе, подписанном Павлом Потемкиным и грузинскими князьями Иванэ Багратион-Мухранским и Гарсеваном Чавчавадзе в крепости Георгиевск. Документ получил название «Георгиевский трактат»... Нынешние грузинские либералы, страдающие (как все либералы) амнезией, конечно, не помнят, почему Ираклий II просил Екатерину II о покровительстве и заступничестве... Турки и персы тогда рвали Грузию, как Тузик фуфайку, стараясь отхватить кусок получше да пожирнее. И разодрали бы в клочья, можно не сомневаться. В этом случае у грузин было только два варианта – отказаться от православной веры и принять мусульманскую или погибнуть. Что и происходило. Докладчица привела в качестве примера такой факт. После захвата селения близ Куры всех жителей согнали к мосту на реке, который нужно было перейти. А на мост, прямо под ноги, бросили две иконы – особо чтимого грузинами святого Георгия и Божией Матери. То есть требовалось переступить через икону или даже наступить на святые лики. То есть переступить через свою веру. Находились те, кто покупал себе жизнь ценой вероотступничества. Непредавшие Бога гибли под саблями янычар. Говорят, в тот день Кура уносила от этого моста алые воды...
Не было бы Грузии, и грузин тоже не было, если бы не Россия, которая не только пригрела и защитила грузинский народ, но и сама открыла для себя его красоту и мудрость. Мы в России до сих пор помним и гордимся одним из любимых учеников Суворова – Петром Багратионом, помним и его слова «Счастлив быть русским офицером». Русский парень Михаил Егоров и грузин Мелитон Кантария, водрузившие флаг над поверженным рейхстагом, для нас до сих пор – символы Победы советского народа над фашизмом. Мы и сегодня смотрим великий фильм «Отец солдата»... Интересно, а смотрели этот фильм те отморозки, которые рушили в Телави памятник советскому солдату...
Об империях и кумирах
Константин Малофеев на Ставропольский форум Всемирного Русского Народного Собора приезжает не в первый раз. В этом году он представил студентам СКФУ свое трехтомное исследование «Империя».
– Мы получили в наследство от наших предков не только православную веру, но и миссию, – сказал Константин Валерьевич.
По мнению Малофеева, у России другого пути нет, как быть империей. Она должна выполнять свое историческое предназначение, какое выполнял Советский Союз, а до него – Российская империя, которая, в свою очередь, унаследовала эту миссию от Византии. За 50 минут лекции Константин Валерьевич совершил невозможное – провел студентов через четыре тысячи лет, останавливаясь на самых ярких событиях и личностях. Говорил о расцвете империй и их крушении. Кстати, крушению империй всегда предшествовало падение нравов...
Потом ребята больше часа задавали вопросы и получали исчерпывающие ответы. Надо сказать, что будущие журналисты, историки и юристы, которые присутствовали на встрече, очень интересные личности... Зубастенькие такие, свою точку зрения не стесняются высказывать.
Обиделись, например, что сравнивая кумиров разных эпох, автор «Империи» представил некоторых героев шоу-биза, как показалось некоторым ребятам, недостаточно корректно. Мол, мы и сами с усами, в состоянии разобраться, что человек не себя на сцене представляет, а некий образ.
Малофеев пояснил: дело не том, плохи или хороши эпатажные певцы, они просто занимают не ту нишу. Они не могут быть кумирами такого масштаба. У нас в империи были кумирами замечательные актеры и певцы, но они создавали славу России … Кумир, герой – тот, кто сделал что-то выдающееся для Отечества, а не для своего имиджа или кошелька.
Продолжение следует