«Смог оживить холодный мраморный образ»
.В Ставропольском краевом музее изобразительных искусств состоялась презентация книги «Федор Иванович Калмык (1765-1832)»
Рубеж XVIII-XIX веков был кризисным в истории европейской культуры, стремящейся изо всех сил удержаться от деструктивных веяний «века сего» – сползания в разрушающий культурные и общественные основания релятивизм Нового времени. Лучшие европейские умы пытались переосмыслить идеалы античности, лежащие в основании европейской цивилизации, старались наполнить их живым содержанием. Гете, Гельдерлин и другие мыслители-традиционалисты воспринимали эту культурную задачу наиглавнейшей. И.–В. Гете едва ли не кричал во спасение Европы: «Каждый пусть будет, по-своему, греком! Но только пусть будет!» Идеи античности формировали классицизм XVIII века – античное искусство объявлялось нормой и идеальным образцом и потому, что в нем, по мнению идеологов классицизма, нашли свое наиболее гармоничное и совершенное воплощение постоянные, исконные добродетели, свойственные человеку, живущему в разумном, свободном обществе городов-республик античности...
К этой культурной работе мирового масштаба силой своего таланта был призван выходец из калмыцких степей с фантастической биографией Федор Калмык. В шестилетнем возрасте потомок знатного калмыцкого рода, волей провидения, был отбит отрядом яицких казаков у своего племени, покинувшего прежние кочевья и направлявшегося на свою прародину — Джунгарию (северо-запад Китая). Вскоре он был привезен в Петербург и представлен русской императрице. Екатерина II приняла живейшее участие в судьбе мальчика — крестила его и дала новое имя, вошедшее в историю мирового искусства.
Спустя недолгое время русская императрица подарила его баденской герцогине Амалии. Юноша сумел получить блестящее европейское образование, определился со своим призванием и впоследствии стал известным в Западной Европе рисовальщиком и гравёром. От своего наставника он узнал об искусстве Возрождения, изучал его в Италии. Как рисовальщик, в составе экспедиции он отправился в Афины, где изучал подлинные образцы древности, постигал пластический язык античности. Близкое знакомство с памятниками античной пластики наложило печать на вкус и все творчество Калмыка. Сегодня его гравюры хранятся во многих музейных собраниях мира.
Недавно вышла в свет монография «Федор Иванович Калмык». Её автор - член Союза художников России, заслуженный деятель искусств Калмыцкой АССР, профессор кафедры Северо-Кавказского федерального университета, историк калмыцкого искусства Иван Григорьевич Ковалев. Итог многолетней исследовательской деятельности ставропольского искусствоведа на сегодняшний день — это самое фундаментальное исследование о художнике. Издание книги осуществлено на средства автора. Монография богато иллюстрирована и представляет интерес для широкого круга специалистов — историков искусства, культурологов, библиотечных работников, преподавателей учебных заведений, любителей изобразительного искусства. «В гравюрах силой своего таланта Калмык смог оживить холодный мраморный образ эллинистического оригинала, придав ему живость и трепетность…», - пишет И.Г. Ковалев. Личность Федора Калмыка — один из примеров постижения и возрождения эстетики и идеалов античности в Новом времени. Значение исследования трудно переоценить, оно способно помочь преодолевать границы на путях постижения больших смыслов.
На презентации книги выступили директор музея З.А. Белая, декан факультета истории, философии и искусств Гуманитарного института СКФУ, доктор исторических наук, профессор И.В. Крючков, автор монографии И.Г. Ковалев, искусствовед О.Б. Бендюк, декан факультета дизайна, заведующий кафедрой промышленного дизайна Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А.Л. Штиглица, кандидат искусствоведения, профессор В.Г. Бандорин, председатель регионального отделения Союза дизайнеров России Ю.П. Бударин, заведующая кафедрой дизайна Гуманитарного института СКФУ О.С. Ловянникова и другие. Книга получила высокую оценку специалистов, принявших участие в её представлении.
Александр КОЛБАСНИКОВ, сотрудник Ставропольского краевого музея изобразительных искусств.