Советскому человеку это не нужно
Ярослав Распутин
В Ставрополе проходит выставка Элия Белютина, организатора «Новой реальности» и автора «Теории всеобщей контактности».
Кто такой Элий Белютин для отечественного искусства? Вроде бы – один из многих авангардистов второй волны, несоветских художников советской России, гонимых и оттого особенно уважаемых. Даже самый гонимый и самый уважаемый, он организовал выставку «Новая реальность» в Манеже 1 декабря 1962, которую «разнёс» Хрущёв.
Секцию «Новая реальность» 30-й выставки МОСХа ни советский, ни западный зритель так и не увидел. Первую же группу посетителей возглавил лично Никита Хрущёв. Мы нередко сталкиваемся с цитатами из его разоблачительной речи:
— Что это за лица? Вы что, рисовать не умеете? Мой внук и то лучше нарисует!.. Что это такое? Вы что — мужики или педерасы проклятые, как вы можете так писать? Есть у вас совесть?..
Картины тут же сняли. «Манежку» называют концом оттепели — с неё начались гонения на деятелей искусства во всех сферах.
Художник, исключённый из СХ, не мог покупать материалы; кроме того, он уже не был освобождён от ответственности за тунеядство. С другой стороны, интерес к нему Запада резко возрастал и его полотна могли купить и вывезти за рубеж. Политическая подоплёка подогревала интерес к отечественному авангарду.
Железный занавес рухнул, контроль над искусством прекратился – иссяк и интерес к нему. Художник остался обнажён перед зрителем, без политического контекста остались только его мировоззрение и талант.
Белютин выстоял.
В искусстве он – не только организатор выставки «Новая реальность», но и великолепный художник, учитель и теоретик искусства. Его студия выпустила множество мастеров (в их числе и другие участники разгромленной выставки), а его «Теория всеобщей контактности» обязательна к прочтению для любого искусствоведа.
В Ставрополь работы художника попали благодаря его жене Нине Молевой. Так случилось, что её родители познакомились и поженились в нашем городе. В память о них Нина Михайловна и Элий Михайлович в 2005 году решили передать в местный музей изоискусств часть своей коллекции. После смерти Элия Белютина сотрудничество с его женой не прекратилось; в музей поступило 88 работ самого художника и пять картин его учеников. Именно их и предлагает музей к просмотру.
Выставка получилась максимально разноплановая. Здесь отражены практически все периоды творчества художника – с сороковых годов до российского периода, представлены картины в самых различных жанрах. Один из популярных отзывов к выставкам авангардистов: «мой сын (дочь, внук, племянник) лучше рисует» - здесь неуместен. Элий Михайлович имеет великолепное художественное образование, и кроме картин «Новой реальности» на выставке представлены и его академические работы.
Элий Михайлович Белютин (10 июня 1925, Москва – 27 февраля 2012, Москва) – советский, российский художник, педагог, теоретик искусства; его картины есть в коллекциях многочисленных музеев России, а также Америки, Италии, Франции, Канады. Ушёл на фронт в 1941 году, был контужен и демобилизован, после чего поступил в Московский художественный институт им. Сурикова. Написал ряд важных трудов по теории искусства, известен как автор «Теории всеобщей контактности», а также руководитель студии, творчество участников которой строилось на её основе.
Фото Николая НИКОЛАЕВА.