Спросим у профи…
Лариса РакитянскаяПро репутацию, сохранение традиций и будущее
Модный нынче этот трэнд - рейтинги. И слова в этом предложении - английские. Вот бы понять, что они на самом деле означают?
А давайте пойдем в первую школу нашего города и спросим у профи? Все-таки первая позиционирует себя как образовательное учреждение с углубленным изучением английского языка! И, как утверждает молва, действительно дает своим выпускникам практическое владение даже двумя иностранными языками…
Репутация «пляшет» от истории
Директор первой школы Александр Иванович Онищенко - человек известный в среде педагогической и родительской общественности нашего города: «Отличник народного просвещения», академик творческой педагогики, кандидат исторических наук. Словом, авторитет. Он убежден: репутация руководимой им школы - заслуженная. Как раз потому, что она «пляшет» от истории. Отсюда же - и высокий рейтинг. Другими словами, круг замкнулся: если за добрым именем школы стоит поручительство прошлого, эта закономерность особенно очевидна во время записи детей в первый класс. У дверей первой всегда стоят длинные родительские очереди.
А что привлекает особенно? Да то, что здесь английский язык углубленно изучается с 1-го класса, предметы на английском языке с 7-го класса: география, литература Англии, литература США, технический перевод. Некоторые учебные предметы изучаются полностью на английском языке.
Так повелось со времен Ольгинской гимназии, где готовили наставников со знанием двух-трех иностранных языков. А сейчас первая - это современное, конкурентоспособное учебное заведение, удовлетворяющее высоким требованиям общества. В учебный план введены вторые иностранные языки: испанский, немецкий, французский. В школе работают профильные классы: лингвистический с 1994 года - по договору с Пятигорским лингвистическим университетом и с 1996 года - архитектурный - по договору с Ростовской академией архитектуры и искусства (в настоящее время - Институт архитектуры и искусства)…
От добра добро… ищем?
Но можно ли нравиться всем и сразу? Может ли эта самая «хорошая репутация» существовать где-то «вообще»? Нет, конечно! К тому же управляющий совет школы недавно обеспокоился: модернизация образования вовсю шагает по стране, и как повлияет она на отдельно взятую школу? Ведь уже сейчас есть сложности в сохранении количества часов на профильный предмет (тот же английский): оно постоянно подвергается сокращению из-за введения обязательных предметов по федеральному базисному плану. Увеличивается «часовой вес» на такие предметы, как ОБЖ, физкультура, основы религиозных культур и светской этики. А они-то и «съедают» ключевой момент позиционирования - как школу с углубленным изучением иностранных языков.
Неужели, тревожатся родители, мы от добра добра ищем?
Сверху видно всё…
Чтобы это родительское «беспокойство» о сохранении статуса первой школы как-то «разрядить», обратимся к интервью министра образования и науки РФ Дмитрия Ливанова, которое он дал радиостанции «Эхо Москвы» в июне этого года. Министр сказал буквально следующее (излагается в сокращении. - Л. Р.):
— Ученики, родители, администрация школы, муниципалитеты могут принимать решения, как учить в каждой конкретной школе и в каждом конкретном классе… Стандарты вводятся с 2020 года, а до этого времени отдельные школы или даже отдельные регионы могут их вводить, но не обязаны… Мне кажется, у нас впереди много времени - восемь лет… И, наконец, мы всегда можем вносить изменения, поскольку стандарты утверждены приказом министерства и могут быть изменены приказом министерства.
Теперь по поводу конкретных образовательных направлений. Понятно, если мы делаем профильную школу, то мы увеличиваем удельный вес определённого профиля, - продолжает министр. - Сделать мы это можем, естественно, только за счёт уменьшения каких-то других компонентов. Но ещё раз обращаю внимание, что у родителей и школ всегда останется возможность выбрать универсальный профиль.
Стандарт вводит третий обязательный экзамен - по иностранному языку. Как отцу мне кажется, что это правильно. Я считаю, сейчас есть большой запрос на более глубокое изучение иностранных языков, запрос со стороны родителей по отношению к школам… Мне кажется, что мы живем в то время, когда человек без знания иностранного языка хорошо образованным считаться не может. И если мы сможем в школе обеспечить хорошую, качественную подготовку, тогда этот экзамен будет иметь смысл. Безусловно, нам придется к 2020 году переосмыслить всю программу по английскому языку.
Журналист «Вечерки» связалась по телефону с Мерем Биболетовой, кандидатом педагогических наук, доцентом, зав. лабораторией дидактики иностранных языков Института содержания и методов обучения РАО, одним из разработчиков стандарта образования по английскому языку. И вот что она ответила на прямой вопрос: какое количество часов выделяется на предмет «иностранный язык» в старшей школе:
— Иностранные языки (первый и второй) выделены в отдельную образовательную область. В тексте ФГОС не указывается точное количество часов, выделяемых на отдельные предметы. Конкретные цифры прописаны в учебных планах и Примерных программах, они зависят от уровня обучения (базовый или углублённый/профильный). При этом количество учебных часов, выделяемых на изучение иностранного языка на каждом из уровней, не может быть уменьшено.
Две точки зрения - министра и одного из разработчиков стандарта образования по английскому языку - вроде бы и не противоречат друг другу. Но обратите внимание: министр образования РФ апеллирует к «ученикам, родителям, администрациям школ, муниципалитетам». При этом подчеркивает: в обществе есть спрос на изучение иностранных языков. Говорит о третьем обязательном экзамене по этому предмету. И тут же - «переосмыслении всей программы по английскому языку».
В чем его суть и каков «родительский» алгоритм действий для сохранения таких, к примеру, школ, как ставропольская первая - с более чем 150-летними традициями, опытом, методиками?
Нет пока однозначного ответа на этот вопрос, согласитесь! Хотя бы потому, что скрытая борьба за выживание школ с углубленным изучением иностранных языков в стране идет столько лет, сколько они существуют…
Пока же «рецепт» для родительской общественности прочитывается только один: активная жизненная позиция. Писать письма в Минобразования, звонить во все колокола, требовать - обоснованно и аргументированно. Тем более что закон об образовании позволяет это.