Стартрек: Зачем?
Станислав МаслаковВ мировой прокат вышел фильм «Стартрек: Бесконечность».
Третья часть знаменитой франшизы (вернее сказать, её перезапуска, но об этом уже можно и не упоминать) вышла на экраны в грустном контексте. В прошлом году скончался Леонард Нимой – исполнитель роли Спока в классическом «Звёздном пути», который засветился и в первых двух «новых» картинах. «Стартрек: Бесконечность» стал своего рода посвящением легендарному актёру, и его уход здесь обыгран очень душевно. Но уже когда фильм был снят и практически готов, внезапно погиб Антон Ельчин – молодой и любимый всеми актёр русского происхождения, сыгравший роль Чехова во всех трёх новых «Стартреках».
Случись это раньше, смерть Ельчина нашла бы своё отражение и в сюжете. А так о ней напоминает лишь скорбная надпись в начале титров. Но на восприятие фильма, особенно российскими зрителями, она конечно, повлияла. «Стартрек: Бесконечность» вышел менее мрачным, чем вторая часть, но как-то более грустным.
Небольшая, но обязательная философская составляющая здесь строится вокруг вопроса «Зачем?». Ждать особой глубины и серьёзных открытий от фильма-аттракциона, снятого главным образом для подростков, конечно, не приходится. Но главные персонажи честно пытаются найти твёрдое основание для продолжения своих приключений. И при помощи сценаристов, конечно же, находят.
Сюжет третьей части в общем и целом напоминает практически любой фильм из этой вселенной. Корабль Энтерпрайз рыскает по неисследованным уголкам космоса, находя всё новые миры и цивилизации. Его экипаж понемногу взрослеет и так или иначе пытается преодолевать свои экзистенциальные проблемы. Далее следует стандартный набор: коварная ловушка, подстроенная главным злодеем, долго вынашивавшим планы мести всему человечеству; инопланетное супероружие, собираемое из двух замысловатых штуковин; финальная битва и спасение отдельно взятого мира (благо, их тут много) в последний момент. Никаких сюрпризов и неожиданных поворотов, всё стерильно и предсказуемо. Фирменный юмор, крепкая дружба и забавные инопланетяне прилагаются. Разумеется, в конечном итоге герои решают все поставленные задачи и продолжают свой полёт.
Для многих других фильмов подобная шаблонность стала бы приговором. Но ведь, в конце концов, Стартрек – не детектив и не психологический триллер. В первую очередь это заводной аттракцион и прекрасное зрелище про космическое будущее человечества. И здесь «Стартрек: Бесконечность» как всегда на высоте. Да, временный уход Дж. Дж. Абрамса в «Звёздные войны» сказался, но лишь немного. Ушли какие-то его фирменные фишки вроде игры бликов к месту и не очень, но в целом новый фильм держит планку и визуальная составляющая как всегда на высоте.
С другой стороны, обвинять «Стартрек: Бесконечность» в тупости было бы несправедливо. Это всё же не «Форсаж», целевая аудитория здесь качественно иная, нежели у фильмов про тачки и бои без правил. Поэтому и персонажи не плоские, и актёрам есть что играть, и поставленные вопросы, пусть и на своём уровне, обсуждаются и решаются.
Тем не менее, кризис не столько вселенной Стартрека, сколько всего большого жанра фильмов про космос, чувствуется как никогда ранее («Интерстеллар» и «Марсианин» вроде наметили выход из него, но тенденцию надо поддерживать). Дети взрослеют, подростки умнеют, наука движется вперёд семимильными шагами, а потому наивные построения в духе второй половины прошлого века уже не работают. «Древний» земной корабль образца 2160 года с монохромными дисплеями и стальными ремнями – это, конечно, можно трактовать как дань классическим фильмам про приключения «Энтерпрайза». Но новым поколениям такой стилистический ход непонятен. Уничтожение роя инопланетных космических кораблей при помощи трансляции рок-н-ролла – это, простите, детский сад. К тому же, каждый школьник понимает, что у роя нет «главного мозга» и вообще центра, а потому для победы над ним нужно придумать что-нибудь поизящнее.
Да и сюжетный шаблон, раз за разом воспроизводимый в чуть другом гриме и спецэффектах, если честно, поднадоел. Вселенная – бесконечна. Не только в своих расстояниях, но и в разнообразии. Передовой космический корабль с лучшей в Галактике командой достоин большего, чем найти очередной затерянный мир с очередным злодеем, который мстит всему человечеству за обиды прошлого.
Несмотря на то, что капитан Кирк и его вечный товарищ Спок разрешили свои личные проблемы и продолжили полёт, перед людьми, которые стоят сегодня у руля вселенной Стартрека, вопрос «Зачем?» стоит как никогда остро. Да, третий фильм получился неплохим, а на фоне горьких потерь в актёрском составе без зрителя он точно не останется. Но четвёртую часть снимут обязательно. И сделает это снова Абрамс. И ему придётся оправдать не только исчезновение Чехова, но и существование всей франшизы.