Ставрополь - «За здоровую, нестареющую Европу!»
Лариса Ракитянская В середине октября в Москве прошел Международный симпозиум «Образование в Европе для гармоничного развития учащихся». Его девизом стал лозунг «За здоровую, нестареющую Европу!».
На симпозиум пригласили и представителей нашего города: с докладами выступили глава г. Ставрополя Николай Пальцев и директор МОУ лицея № 10 Наталья Соловьева.
Сегодня Н. И. Соловьева рассказывает читателям «Вечерки» о большом разговоре в Москве.
Что увидели и услышали
- Мы знакомились с опытом детских садов, школ, научно-исследовательских учреждений Москвы и Московской области, проводили «круглые столы» на актуальные темы образования и здоровья, были приглашены на прием от имени Совета Федерации в гостинице «Космос», - рассказывает Н. И. Соловьева. - Очень приятно, что в адрес форума были направлены приветствия Президента РФ Д. Медведева, председателя Московской областной Думы В. Аксакова. С докладом выступил председатель Совета Федерации С. Миронов и ученые, практики: министры образования, здравоохранения, представители молодежи и спорта европейских государств, представители институтов Совета Европы, Всемирной организации здравоохранения, Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, Детского фонда ООН, руководители региональных систем образования, здравоохранения и спорта Российской Федерации. Всего в симпозиуме приняли участие 450 человек. Было очень интересно, потому что, по сути, это событие стало обобщением российского и международного опыта внедрения здоровьеразвивающих педагогических технологий, которыми в ближайшей перспективе могут овладеть все учителя европейского континента.
- А что в итоге?
- Симпозиум выработал рекомендации правительствам и парламентам европейских государств, международным организациям, в которых обоснована необходимость выдвижения задачи здоровьесберегающей системы образования на центральное место в национальной и глобальной работе властей всех уровней в целях гармоничного развития населения современной Европы.
Было принято обращение участников международного симпозиума к педагогической, медицинской и родительской общественности, к парламентам и правительствам стран Европы, к международным организациям. В нем говорится, что образование и здоровье – фундаментальные жизненные блага, качеством которых определяется и уровень жизни отдельного человека, и состоятельность каждого государства. Без них мало что значат свобода, демократия, права человека. Именно поэтому современная образовательная сфера превратилась в ведущий фактор экономического роста: каждая единица затрат на образование дает отдачу на уровне 1,7—1,9 единицы объема ВВП. Вместе с тем ежегодно значительная часть этого дохода нивелируется ущербом от нездоровья обучающихся. Происходит это потому, что образование и здравоохранение рассматриваются в большинстве стран как самостоятельные сферы.
«Европам» и у нас поучиться можно...
- Не так происходит у нас, - продолжает директор лицея № 10 Наталья Соловьева. - Это в своем докладе четко, профессионально и грамотно доказал глава г. Ставрополя Николай Пальцев. Точный государственный подход городской власти к этой проблеме отметили очень многие ведущие российские ученые, с которыми в ходе симпозиума мне довелось встретиться и пообщаться. В нашем городе, говорил Николай Иванович, давно уже поняли, что нельзя «виртуально» подходить к оценке успешности ученика — только с точки зрения его обученности. Вот почему в нашем городе столь тесно взаимосвязаны основополагающие вещи: в школах должна быть не только отличная материально-техническая база, но и созданы все условия для укрепления здоровья. Последние несколько лет в Ставрополе так и происходит: в июле прошлого года, к примеру, в МОУ СОШ № 20 официально открылся территориальный центр «Здоровье». В ходе пребывания здесь могут отдохнуть, расслабиться, укрепить опорно-двигательный аппарат и поправить здоровье около сотни детей. Уникальность центра - в тесном взаимодействии между медицинскими и педагогическими работниками. Причем все происходит весело и легко — с музыкой и интересными занятиями, самыми разными оздоровительными развлечениями.
Н. Пальцев заверил, что подобные Центры здоровья будут и впредь появляться на «школьной» карте Ставрополя.
Мне тоже было чем похвалиться — я выступала в ГОУ центр образования «Школа здоровья»
№ 1317 с докладом на тему «Формирование культуры здорового образа жизни учащихся в условиях здоровьесберегающей системы образования». Не без гордости говорила коллегам, что мы давно уже добились практической «смычки» работы педагогов и медиков и теперь не просто констатируем негативную статистику заболеваемости школьников, но делаем все, чтобы улучшить ее. Наш лицей - победитель Всероссийского конкурса «Лучшие школы России» в номинации «Школа здоровья», обладатель гранта целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы 2009 - 2010 гг.». Нами разработана модель здоровьесберегающей системы образования, работает консультативно-оздоровительный центр, кафедра здорового образа жизни. Сейчас в нашем лицее дети могут обучаться в медицинских классах по очно-экстернатной форме (10 - 11-й классы за 1 год). Обучение в этих классах готовит выпускников к поступлению в медицинские высшие и средние учреждения. То есть мы и в образовательные программы привносим «здоровое начало», а лицей является базовой школой министерства образования Ставропольского края по теме: «Здоровьесберегающая система образования в обеспечении здоровья и формирования культуры здорового образа жизни учащихся». Так что учащиеся профильных классов больше времени уделяют изучению предметов, необходимых для получения профессии, расширяют и углубляют знания по профильным предметам на элективных курсах. По мнению старшеклассников, учеба в профильных классах стала намного интересней, так как исчезла перегрузка учащихся разноплановой и объемной информацией, больше внимания уделяется практической деятельности: занятия на базе лабораторий высших и средних учебных заведений, исследовательских институтов, составление проектов, проведение научно-исследовательской работы, выступления на конференциях...
Кстати говоря, на симпозиуме прозвучала информация о том, что по заказу Минобрнауки России разработан проект «Паспорта здоровья школьника», который предполагает объединить усилия детей, их родителей, школьных врачей и педагогических коллективов в достижении физического, психического, нравственного и интеллектуального здоровья каждого школьника; позволит использовать итоги ежегодной диспансеризации для конкретных рекомендаций врачей родителям и педагогическим коллективам по укреплению комплексного здоровья ребенка.
Многие участники международного симпозиума с удивлением услышали (из того же доклада главы г. Ставрополя Н. Пальцева), что в нашем городе такие документы уже несколько лет, как внедрены в школах, что у нас регулярно проводится медико-педагогический мониторинг здоровья и развития учащихся.
- Конечно, - говорит Наталья Ивановна, - не все у нас так уж сладко да гладко. И потому я, как участник международного симпозиума, с воодушевлением присоединилась к его резолюции. В ней как обращение к парламентам европейских государств прозвучало, что необходимо совершенствовать нормативно-правовую базу для обязательного внедрения здоровьеразвивающих учебных технологий, разработать учебно-трудовое законодательство, обеспечить межведомственную координацию действий по разработке и реализации национальных, региональных и муниципальных программ гармоничного развития детей и молодежи. За эти позиции резолюции я голосовала обеими руками — только потому, что в практической работе (знаю это на собственном опыте) иной раз не хватает той самой четкой и простой нормативно-правовой базы, которая нужна в жизни. А иной раз эта самая база настолько запутанная и не «увязанная» с иными документами, что впору за голову схватиться — не знаешь, где ты что-то нарушаешь, а где действуешь четко по закону. Более того, хочется внести свой вклад в решение этой проблемы, создав Ассоциацию школ здоровья г. Ставрополя.
В целом же работой симпозиума я необычайно довольна — разговор об образовании и здоровье давно уже назрел — не только на нашем родном муниципальном уровне, а на таком вот большом — европейском.