Ставропольская филармония подарила публике две новогодние премьеры

Татьяна Даниелян

 В предпоследний вечер уходящего 2020 года всё же состоялся концерт, дата которого много раз переносилась из-за карантина и который в течение нескольких месяцев терпеливо ждали меломаны, не сдавая билеты в кассу. Программа привлекала произведениями, пополнившими репертуар симфонического оркестра и именами полюбившихся исполнителей. Концерт начался традиционным выходом музыковеда Татьяны Диевой, познакомившей гостей с историей создания впервые исполняемых в зале филармонии музыкальных полотен.

В первом отделении прозвучала семичастная сюита для струнного оркестра «Идиллия» чешского композитора Леоша Яначека, написанная им в 24-летнем возрасте в 1878 году.

Сергей Поспелов (слева), Лариса Конева и Юрий Михайленко.
Татьяна ДаниелянСергей Поспелов (слева), Лариса Конева и Юрий Михайленко.

Создатель жанра идиллии древнегреческий поэт Феокрит жил в III веке до нашей эры. В своих поэтических опусах он отображал добродетельную безмятежную жизнь на лоне природы. Со временем этот жанр проник и в музыку. Леош Яначек был не только композитором, стоящим в одном ряду с А. Дворжаком и Б. Сметаной. Как музыковед-этнограф, он изучал фольклор своей родины Моравии – благословенного края южной Чехии, богатого горами, лесами, реками и трудолюбивым народом, свято хранящим песенные мелодии и танцевальные ритмы, которые и вдохновили автора на сочинение «Идиллии».

Красивая музыка, где каждая часть наполнена то созерцательными мечтаниями, то взволнованными романтическими образами, сменяющимися танцевальными мелодиями. Отрадно, что главный дирижёр симфонического оркестра филармонии Юрий Михайленко находится в постоянном поиске новых произведений, желая обогатить репертуар коллектива. Объёмное звучание, выразительная фразировка, тонкая нюансировка, чистота интонации, штриховая дисциплина, серебристый звук солирующей скрипки Анжелики Туницкой, чуткий отклик на все пожелания дирижёра – вот те качества, которые оркестр продемонстрировал в исполнении «Идиллии» Л. Яначека.

Во время исполнения на светодиодном экране демонстрировались картины природы Чехии – старинные замки, горы, лесные поляны с красивыми цветами. Публика высоко оценила исполнение произведения горячими аплодисментами.

Во втором отделении прозвучал Концерт для скрипки с оркестром финского композитора Яна Сибелиуса в исполнении лауреата международных конкурсов Сергея Поспелова. Музыкальный мир 8 декабря прошлого года отметил 155-летие со дня рождения Я. Сибелиуса, который является национальным символом Финляндии. В молодые годы он был провозглашён «музыкальной надеждой нации», что сторицей оправдал, оставив большое творческое наследие. В стране с огромным почитанием относятся к памяти музыканта. В Хельсинки ему воздвигнут памятник, именем Я.Сибелиуса названы Музыкальная академия и музей. К 100-летию со дня рождения композитора была выпущена банкнота с его портретом номиналом 100 марок, к 150-летию – с его именем отчеканена монета в 2 евро.

Ян Сибелиус мечтал стать концертирующим скрипачом, но травма плеча не позволила этому осуществиться. Любовь к царице музыки прошла через всю 92-летнюю жизнь композитора и была ярко выражена в Концерте, созданном в 1904 году, по значимости ставшем в один ряд с великими скрипичными творениями Л. Бетховена, И. Брамса, П. Чайковского, обогатившими репертуар исполнителей.

Ставропольские слушатели очень ждали встречи с талантливым «скрипачом от Бога» Сергеем Поспеловым. Это уже третий приезд музыканта в краевой центр. Ранее в его исполнении мы слушали «Испанскую симфонию» Э. Лало и Концерт  П. Чайковского. В этот раз Сергей подарил публике незабываемое исполнение одного из самых сложных произведений для скрипки – Концерт Я. Сибелиуса, в котором продемонстрированы все многогранные возможности скрипки, подвластные истинному виртуозу. В огромном по масштабу трёхчастном опусе блестящие пассажи сменялись лирическими мелодиями, драматическая напряжённость – светлой мечтательностью, пасторальные мотивы – страстной патетикой и танцевальными ритмами. Солист и оркестр были едины. Доскональное знание партитуры и необыкновенная чуткость дирижёра Юрия Михайленко позволили исполнителям быть вместе на гребне высокой чувственной волны.

В приватной беседе после концерта уставший солист, откликнувшийся на долгие аплодисменты публики и сыгравший на бис ещё две пьесы Ф. Крейслера – «Маленький венский марш» и «Прекрасный розмарин», отметил значительный профессиональный рост оркестра, за «которым чувствуется очень серьёзная работа коллектива и главного дирижёра». Сергей признался, что любит Ставрополь и благодарных слушателей, всегда очень рад встрече с соучеником по Московской консерватории и другом Юрием Михайленко, поблагодарил директора филармонии Ларису Коневу за гостеприимство.

Концерт стал прекрасным новогодним подарком любителям классической музыки.

 

 

музыка, концерт

Другие статьи в рубрике «Культура»



Последние новости

Все новости

Объявление