Ставропольская филармония пригласила публику отправиться в прошлое под звуки рояля
Мария ВладимироваСтавропольская государственная филармония представила слушателям свой новый творческий проект - музыкальный салон «Зимний сад».
Старейшая в крае концертная организация решила напомнить публике об интереснейшем явлении русской культуры, расцвет которого пришелся на начало XIX века. В то время в светских кругах были весьма популярны литературно-музыкальные салоны, где слушали музыку, читали стихи и вели беседы.
Автор нового проекта музыковед Татьяна Диева пригласила слушателей совершить необычное путешествие в прошлое и погрузиться в атмосферу музыкальных салонов. Вечер проходил под названием «Средь мягких диванов и звуков рояля». Неслучайно впервые за многие годы часть партера в зрительном зале филармонии была превращена в VIP-зону с мягкими креслами и столиками.
Открыл программу знаменитый вальс А.С. Грибоедова в исполнении лауреата Международного конкурса пианистки Ольги Козыревой. Эта чудесная музыка невольно вызывает ассоциации с эпохой расцвета дворянской культуры, неотъемлемой частью которой были в том числе и музыкально-литературные салоны. Один из них в юные годы, вскоре после окончания Царскосельского лицея, посещал Александр Пушкин. В доме на Фонтанке, 101, принадлежавшем директору Публичной библиотеки и президенту Императорской академии художеств Алексею Николаевичу Оленину, он познакомился с прославленными поэтами В.А. Жуковским, И.А. Крыловым и К.Н. Батюшковым. Александр Сергеевич был влюблен в дочь хозяина дома Анну и посвятил ей несколько стихотворений. Трепетное лирическое посвящение, оставленное в ее альбоме, много лет спустя было положено на музыку Б.С. Шереметьевым, и получило широкую популярность как знаменитый романс «Я вас любил…». В программе проекта его исполнили солисты Ставропольской филармонии: лауреат международных конкурсов, почетный деятель искусств Ставропольского края Наталья Виноградова и Сергей Захарченко вместе с гостем вечера – лауреатом Международного конкурса, солистом Ставропольского краевого театра оперетты Романом Байловым.
В салоне у Олениных произошла и другая памятная встреча А.С. Пушкина, впоследствии подарившая миру еще одно гениальное произведение. В доме на Фонтанке, 101, Александр Сергеевич увидел молодую красавицу Анну Керн. А через шесть лет передал ей первую главу «Евгения Онегина», где между страниц лежал листок со стихотворением «Я помню чудное мгновенье». Много лет спустя эти поэтические строки и встреча с дочерью Анны Керн вдохновили композитора Михаила Ивановича Глинку на создание потрясающего романса. В программе вечера его исполнил Роман Байлов.
Романс, возникший как камерный музыкальный жанр, прекрасно подходил для исполнения в музыкальных салонах. В качестве аккомпанемента, как правило, использовали фортепиано, реже – гитару. Композитор М.И. Глинка славился своими романсами, написанными на лирические стихи известных в XIX веке поэтов. В музыкальном салоне Ставропольской филармонии прозвучали романсы М.И. Глинки – «О, дева чудная моя» на стихи Н. Кукольника, «Я здесь, Инезилья» на стихи А. Пушкина в исполнении Романа Байлова. Однако Михаила Ивановича вдохновляли не только произведения знаменитых авторов. Сегодня мало кто из широкой публики знаком с творчеством современника композитора Н. Рындина, однако романс на слова «Как сладко с тобою мне быть» (его исполнил солист Сергей Захарченко) оставил его имя в веках.
Музыкальные салоны в XIX веке служили инструментом популяризации творчества поэтов и композиторов. «Маленьким министерством изящных искусств» называл французский композитор Гектор Берлиоз музыкальный салон в доме графов Виельгорских на Михайловской площади в Петербурге. Высокообразованные и творчески одаренные братья Михаил и Матвей без всякого высокомерия принимали у себя начинающих художников и писателей. Михаил Юрьевич был лично знаком с Гете, Шопеном, Мендельсоном, в его доме выступали Лист, Шуман, Берлиоз. Среди его друзей были А. Пушкин, А. Грибоедов, Ф. Тютчев, М. Глинка.
Хозяйкой известнейшего русского салона XIX столетия была княгиня Зинаида Александровна Волконская. Творчески одаренная как писательница, поэтесса, певица и композитор, она и сама вдохновляла современников на создание прекрасных произведений. Среди них были поэты И. Козлов и Е. Баратынский. И в связи с их творчеством вновь возникает имя композитора М. Глинки, чьи романсы признавали гениальными еще его современники. «Венецианская ночь» на стихи И. Козлова в исполнении лауреата Международных конкурсов Марины Сивцовой погрузила слушателей в атмосферу знаменитого итальянского города. Недаром считается классикой жанра лирический романс на стихи Е. Баратынского «Не искушай». Его Марина Сивцова исполнила дуэтом с Романом Байловым.
В литературно-музыкальной салонной культуре Северной столицы позапрошлого века отчетливо прослеживается изящный «женский след». Присутствовавшие с интересом слушали рассказ музыковеда Татьяны Диевой о Евдокии Ивановне Голицыной, которую в обществе называли «Ночной княгиней». Когда-то цыганка предсказала ей смерть в ночное время, после чего княгиня изменила свой образ жизни и вместо того, чтобы спать, после полуночи принимала гостей. Свой дом на Большой Миллионной улице в Северной столице она превратила в храм искусств. Там часто бывали П. Вяземский, В. Жуковский, К. Батюшков… Александр Грибоедов впервые представил публике свою комедию «Горе от ума» именно в салоне Е. Голицыной
Среди дамских салонов в XIX веке особо выделялся салон графини Евдокии Петровны Ростопчиной. Её литературный талант ценили многие современники. Среди них был и Михаил Юрьевич Лермонтов. Накануне своего последнего отъезда на Кавказ он делился с Евдокией Петровной своими мрачными предчувствиями. А вскоре, уже в Ставрополе, поэт написал стихотворение «Выхожу один я на дорогу». Многие композиторы обращались к этому тексту, но самую широкую известность получил романс композитора и певицы Елизаветы Шашиной. Именно в этом классическом варианте на сцене Ставропольской филармонии его исполнил Сергей Захарченко.
Невозможно было представить вечера в салонах без рояля. В музыкальном репертуаре тех времен были те же выдающиеся произведения классиков, которые в программе нового проекта Ставропольской филармонии проникновенно звучали в исполнении Ольги Козыревой. Музыкальную палитру вечера украсило звучание виолончели. Певучий, тёплый тембр инструмента придал особую выразительность романсу М. Глинки на стихи Н. Кукольника «Сомнение» и дал возможность слушателям в полной мере насладиться знаменитой мелодией «Сентиментального вальса» П. Чайковского, в котором сольную виолончельную партию исполнила Светлана Полянская.
Второе отделение концерта было составлено из произведений выдающихся российских композиторов середины и второй половины XIX века. Это время оставило в истории музыки много славных имен. Среди них признанный во всем мире пианист и композитор, основавший в России консерваторию, Антон Григорьевич Рубинштейн. В исполнении Натальи Виноградовой прозвучал его романс на стихи А. Пушкина «Ночь».
Выдающимся явлением того времени стал так называемый «балакиревский кружок», получивший своё название по фамилии организовавшего его композитора Милия Алексеевича Балакирева. Во втором отделении концерта прозвучали произведения М. Балакирева, а также романсы Н.А. Римского-Корсакова и П.И. Чайковского на стихи А.Н. Майкова, А.К. Толстого, А.Н. Апухтина в исполнении солистов Натальи Виноградовой и Романа Байлова.
Фоновым сопровождением для музыкальных произведений были удачно выбраны живописные полотна, которые демонстрировались на большом экране и создавали необходимую атмосферу вечера. Слушатели по достоинству оценили новый проект филармонии, а также необычной формат концерта. Поэтому помимо слов благодарности организаторы услышали также вопрос, получит ли музыкальный салон продолжение. В филармонии сказали, что идеи для новых программ уже есть, и раз публика с интересом откликнулась на премьеру, то коллектив возьмется за их воплощение в жизнь.
Читайте также: «Том Сойер фест» реставрирует двухсотлетний дом