«Степашкина» сказка о найденном времени
Лариса РакитянскаяПомните фильм «Сказка о потерянном времени»? Речь там про то, что бывает, если тратить свое время впустую, бездумно, напрасно…
Недавно я побывала в Центре раннего развития «Степашка». Привел меня туда чисто прагматический интерес: а как в Ставрополе работают «альтернативные» формы дошкольного образования? Совсем не ожидала, что ответ на свой вопрос я получу в «сказочной» обстановке и окажусь там, где не привыкли (просто не могут!) терять время зря!
Учиться, играя! По-Зайцевски!
Татьяну Владимировну Белозерову я узнала с первого взгляда, лишь заглянув на секунду в игровую комнату. От нее словно солнечный лучик исходил. И хотя она была занята (со всех сторон окружала малышня: мальчишки и девчонки лет полутора-двух), я поняла, что передо мной человек звонкий, задорный, заводной и увлеченный. Не равнодушный!..
Мы сразу не смогли повести серьезный разговор: за первым занятием последовало второе, третье. Да и не входила в мои планы беседа на уровне «вопрос-ответ». Когда мы с Татьяной Владимировной знакомились по телефону, меня удивила ее смелость: в ЦРР «Степашка» берутся обучать и развивать детей с шести месяцев до окончания школы. И готовят к «поступлению» в детский сад, и обучают английскому с четырех, и учат общаться с двухлетнего возраста. В «Степашкином» прайс-листе есть и много чего другого, но я напросилась на занятие именно с малышней – в группу, где деткам от 1,6 до 1,11 года. Думала: ну чему можно научить эту крикливо-капризную «шатию-братию» - они же еще и говорить не умеют? Пусть и по знаменитой методике Николая Зайцева – в игровой форме. Но – КАК?!
Урок математики. Возраст – до двух лет!
Оказалось, все очень просто. Тетя Таня и тетя Марина пригласили в игровую Глеба, Колю и Владика вместе с мамами. Детвора привычно уселась за подковообразный стол, а Татьяна Владимировна – «быка за рога»:
- У кого тут глазки голубые? Ой, смотрите, у Глебки! Ура! И у Коли – голубые, и у Владика!
Мальчики явно обрадовались, что у всех такие веселые глазки, а тут и дело им нашлось по душе: тетя Таня пригласила разбудить спящую кошку. Ладошки захлопали по столу, кошкин дом был спасен от пожара… А тут и музыка зазвучала, и детская песенка: «Вот он, этот шарик – красный, голубой, - хочет этот шарик поиграть с тобой!»…
Откуда-то и вправду появились разноцветные шарики, и мальчики стали выбирать себе самый лучший. Кому-то понравился зеленый, кому-то желтый, синий, красный. Шариками менялись, и это было весело! Ну как тут можно заметить, что малышня не просто играет - она учится цвета различать!
За час, который буквально промчался-пролетел, детвора играла в паровозик, к ним в гости приходила мышка и каждого поцеловала. Между делом на доске появился прекрасный цветок: его лепестки «покрасили» только красными магнитиками.
На самом деле это был … урок математики! Тетя Таня по очереди брала на колени мальчиков, чтобы вместе искать сокровища. А потом блестящие шарики-«бриллианты», ракушки и камешки детская ладошка высыпала в пустую тарелку, а пальчик «считал» каждый «перл». Рука успевала погреметь кубиком с нужной цифрой. Кубик надо было поставить на место так, чтобы цифра повернулась «лицом» к Коле, Владу или Глебу. Да еще на линейке эту цифру нужно было «узнать в лицо»…
Татьяна Владимировна не скупилась на похвалу каждому – и по головке погладит, и поцелует!
Если «за рулем» - профессионал…
Татьяна Владимировна успела поиграть с малышней и в запуск ракеты, и в машинку. Детвора после каждого мини-занятия увлеченно убирала на место подсобные материалы – дорожки, кубики, кубы, прямоугольники, треугольники, круги. Особенно Влад усердствовал – ему явно понравилась роль помощника и собственный успех: скажет тетя Таня нести треугольник или «руль», мальчик практически не ошибается ни с фигурой, ни с ее цветом. А Таня – знай себе нахваливает!
И получается все очень гармонично: статичные занятия чередуются с подвижными играми, где каждый момент – новое знание или закрепление «пройденного материала». Попутно и подружиться можно, поводив хоровод, а приятельские отношения обретут реальность, если ладошки каждого ребенка обвести фломастером, вырезать и приклеить к цветку, который «вырос» на сегодняшнем занятии…
Мамам тоже явно понравилась математика с их малышами – они (я сама видела!) черпали от Татьяны Владимировны этот легкий стиль общения с детворой. Дома им точно будет легче отвлечь - увлечь своего малыша игрой от каприза…
То, что Белозерова – профессионал, я догадалась сразу. Потом Татьяна Владимировна подтвердила: да, имеет образование и опыт работы воспитателя. А увлеченность методикой Н. Зайцева пришла, когда свои дети появились – в это время, кстати, Белозерова по сути стояла у истоков своего бизнеса: работала в детсадах города. Познакомилась с Н. А. Зайцевым, понимая, что личное общение лучше всякой «теории» в любом деле помогает. Ее собственному детищу – «Степашке» - 1 октября исполнилось два года.
- Трудности были и остаются – законодательству нашему, к сожалению, никак не угнаться за такими резвыми бегунами. Но именно «бумажная» часть работы всегда была самой трудной – с детьми, поверьте, контакт найти легче, да и с родителями – тоже! Но ничего – справляемся, - говорит Татьяна Владимировна.
Про «золотой» мамин час. И даже – минутку!
А «Степашка» растет. В «спальном» юго-западе нашего города его услуги востребованы: слухом добрым земля полнится, и в ЦРР идут мамы все охотнее. Пока я ждала встречи с Т. В. Белозеровой, слышала сама, как одна мамочка другой говорила: мне здесь нравится, как и моей Полине. Не смотрите, что плачет – ей же всего-то полтора года. Она быстро к детям привыкает, а в два нам в сад идти, вот и учимся!
Да, видно, это удобно – с пользой провести время – для себя и ребенка. Я знаю, как маме иной раз нужен «золотой» час, а то и минутка, пока растет малыш! Во время «урока математики», на котором я побывала, Колина мама отпрашивалась у Татьяны Владимировны ровно на 10 минут. Мальчик вообще не заметил ее отсутствия…
Вот так я увидела на одном из примеров, как выполняется в нашем городе (силами «малого бизнеса»!) распоряжение правительства СК № 51-рп «Об утверждении поэтапной программы («Дорожная карта»), где один из главных пунктов – развитие сети негосударственных образовательных учреждений для дошколят…