Сто идей — для школы, города, родителей и детей!
Лариса Ракитянская«Преображение начинается ... с меня», сказал кто-то из великих. В возможности измениться самому, изменив мир вокруг себя к лучшему — это ли не есть главная идея воспитания?
Школьный мир летом отправляется на каникулы, но у ребят, их родителей и педагогов есть повод заняться «Домашней работой» - привести в порядок школьный двор, превратив его в настоящий сад. Такой, чтобы и город от этого стал краше.
В начале июня в 30-й гимназии г. Ставрополя собрались на рабочее совещание заместители директоров школ нашего города по воспитательной работе. Они говорили о том, как добиться, чтобы ученики существовали не в закрытом пространстве, что лежит в основе взаимопонимания и дружбы трех «великих держав» – ученика, учителя и родителей?
Клены и березки
как фактор воспитания
Тема «Благоустройство и озеленение территорий образовательных учреждений города Ставрополя: опыт и перспективы» и на сей раз стала ведущей «воспитательной» проблематикой совещания, ведь девиз «Превратим город Ставрополь в город-сад!» впервые был озвучен еще в конце 2008 года, когда на базе лицея № 8 прошло широкое совещание педагогов, инициированное управлением образования администрации города Ставрополя. Идея благоустройства школьных дворов и территорий других образовательных учреждений нашего города исходила от мэра Ставрополя Николая Пальцева. Николай Иванович так и сказал тогда: город старается все силы направить на здоровье детей, и тема озеленения в этом смысле очень актуальна, ведь соприкосновение с прекрасным — это тоже фактор здоровья, фактор воспитания...
«Пионеры» задали тон
Помню, как два года назад руководители школ восхищались, посетив зимний сад в мансарде лицея № 8. Тогда же глава города Николай Пальцев поставил задачу № 1: чтобы нигде на юге России не было лучших пришкольных территорий — только у нас, в Ставрополе!
Можно сказать, что с тех пор в нашем городе всерьез заговорили о Концепции озеленения школьных территорий. Впервые прошла и защита проектов благоустройства территорий образовательных учреждений. Свои проекты представили Лариса Чернышова, директор МОУ лицея № 16, Оксана Шмарина, директор МОУ «Начальная школа – детский сад № 73» и др. О ландшафтном дизайне школьного биологического комплекса рассказывала и Наталья Строгонова, учитель биологии МОУ СОШ № 27. Эта школа, кстати, стала победителем краевого конкурса «Лучший школьный двор – 2006»...
«Пионеры» озеленения и благоустройства задали тон: «Вечерка» не раз написала о событиях, которые стали воплощением в жизнь Концепции озеленения пришкольных территорий. Я попыталась подсчитать по этим публикациям, сколько же школ и детсадов города благоустроили свои дворы, и поняла тщетность своих усилий. Потому что только перечисление через запятую у меня заняло бы абзаца три-четыре...
«Великий триумвират»
Школа, родители и дети — это «великий триумвират», на который опирается созданная два года назад городская многофункциональная практическая лаборатория по благоустройству и озеленению территорий образовательных учреждений. Так считает начальник управления образования администрации г. Ставрополя Владимир Зубков, который и пригласил зам. директоров школ в 30-ю гимназию совсем недавно. Он откровенно признал: глава города Н. Пальцев не оставляет без внимания и контроля нашу работу и строго спрашивает, как же обстоят дела с идеей создания «города-сада» в рамках «отдельно взятой школы».
30-ю гимназию руководитель управления не то что ставил в пример — он говорил о том, что здесь эта работа стала постоянной и целенаправленной.
Эту же мысль подтвердила уже в разговоре со мной директор гимназии № 30 Татьяна Алексеевна Токарева: она убеждена, что сам подобный социально значимый проект — это одна из воспитательных «технологий», в которой по доброй воле объединяются педагоги, дети и родители. В 30-й гимназии, кстати, сами разработали план действий, подготовили макеты озеленения. Татьяна Алексеевна так и говорит: город дал нам прекрасную идею, которая, по сути, является примером рамочного метода управления. На уровне гимназии такой подход только простор творчеству дает, причем весьма ощутимый. Токарева привела пример: администрация школы не в принудительном, а в добровольном порядке приглашает детей и родителей, отводит пустой участок, а дальше — выдумывай, пробуй, дерзай! И вот на этом этапе возникает тот самый ценный воспитательный симбиоз, когда каждое посаженное деревце или разбитая клумба становится плодом совместных усилий ребят и взрослых. Трудятся все, вкладывая душу, — вот что самое главное! И уже никого не надо заставлять, потому что созданное останется потом гимназии, ее нынешним и будущим ученикам, городу.
Конечно, в 30-й гимназии продумали и создали «законодательную» базу для подобного совместного творчества: разработали положение, издали приказ, наметили систему поощрения. Но официально-деловая сторона на самом деле интересует только специалистов — педагоги, собравшиеся на июньское совещание, не зря внимательно изучали всю документацию 30-й гимназии. Детям же и родителям интересен и важен результат — наша красивая школа...
На этих снимках вы видите, как выполняют свою «Домашнюю работу» в 30-й гимназии Ставрополя. Вот так и воплощается «идея сверху» - о том, чтобы наш город стал настоящим садом — даже в школьном «исполнении».