Светская жизнь
Станислав МаслаковПредпремьерный показ нового фильма Вуди Аллена "Светская жизнь" прошёл в кинотеатре Синема Парк Ставрополь.
Некоторым фильмам откровенно мешает известность их создателей. Вернее сказать, на продажи билетов, особенно поначалу, она влияет как раз положительно. Но зрители приходят не просто посмотреть новую картину "как есть", а с чёткими установками, в контексте которых они будут воспринимать происходящее на экране. Как правило, это завышенные ожидания ("я иду в кино, чтобы увидеть новый шедевр Маэстро, получить откровение и познать дзэн") или, напротив, преднамеренно критическое отношение ("режиссёр зазвездился, он клепает эти сырые поделки каждый год, и вообще я не жду ничего кроме очередного разочарования"). В случае с Вуди Алленом оба подхода странным образом сочетаются. С одной стороны – живая легенда, монстр и динозавр великого кинематографа прошлого века, с другой – довольно проходные, если не сказать посредственные, работы последних лет не прибавляют оптимизма по поводу новых премьер.
Поэтому негативные рецензии на "Светскую жизнь" стали появляться едва ли не раньше, чем фильм вышел на экране. Складывается ощущение, что у авторов уже была "рыба", затем они ознакомились с трейлером и синопсисом – и посчитали это достаточным для написания критического отзыва. Потом они, конечно, сходили на картину, но лишь затем, чтобы убедиться в собственной правоте.
Куда сильнее повезло неискушённому зрителю, который не кривится при имени Вуди Аллена и не произносит его с придыханием, а просто пришёл посмотреть какую-то комедию про Америку тридцатых годов прошлого века.
Сюжет фильма простой как пять центов и вполне вписывается в голливудский шаблон "парень находит девушку, парень теряет девушку, парень снова находит девушку". Младший отпрыск типичной еврейской семьи из Бруклина по имени Бобби (Джесси Айзенберг, известный по фильмам "Социальная сеть" и "Добро пожаловать в Зомби-лэнд") приезжает в Лос-Анджелес к своему дяде, успешному голливудскому агенту. Парнишка сколь стеснителен и рассеян, столь же остроумен, он быстро разочаровывается в местной богеме и всё сильнее тоскует по родному Нью-Йорку. Скрашивает его жизнь лишь роман с безумно красивой и не менее критично воспринимающей окружающую действительность дядиной секретаршей Вонни (Кристен Стюарт, когда-то прятавшая свой актёрский талант под маской девочки-бревна в киносериале "Сумерки"). Дальнейшая история вполне предсказуема. Бобби зовёт Вонни замуж и в Бруклин, та предпочитает молодому романтику состоятельного мужчину. Отвергнутый жених возвращается на малую родину, там добивается успеха, женится, и вот, несколько лет спустя они снова встречаются и… Нет, пошлой мелодраматической развязки не будет, да и вообще финал режиссёр предпочёл сделать открытым.
Впрочем, всё это нисколько не важно, потому что любовная история главных героев хоть и составляет сюжетную основу фильма, но воспринимается скорее как декорация для всего остального. Недаром же Вуди Аллен заявлял "Светскую жизнь" как ностальгию по Америке образца 1930-х годов. Нарочитые, почти карикатурные образы, воплощающие наши представления о той эпохе, безумно красивые кадры, фирменный алленовский юмор и чудесный джаз – вот что здесь радует, а вовсе не шаблонная любовная история. Даже сами главные герои по-настоящему хороши не в своих чувствах и взаимоотношениях, а в остроумных репликах, в комментировании происходящего вокруг. Помогает им в этом закадровый голос самого Вуди Аллена, который, видимо, решил на старости лет стать экскурсоводом и устроить зрителю небольшую прогулку по стереотипам без малого вековой давности. Заодно он заполняет сюжетные дыры, которых в картине очень много, что, в принципе, не особо портит её восприятие.
В любом случае лучшее, что есть в фильме – это еврейская семейка Бобби. Толстый и ленивый папаша, суровая, но заботливая мама, старший брат – гангстер, сестра и её муж – типичный учитель, интеллигент, философ, да к тому же ещё и коммунист. Вот они – причём каждый – куда колоритнее, интереснее и лучше запоминаются, чем сам Бобби, его дядя и Вонни вместе взятые. А уж когда они собираются за одним столом в бедной бруклинской квартирке – начинается настоящая феерия! Несмотря на то, что все они идут по разряду второстепенных персонажей и занимают не так много экранного времени, смотреть "Светскую жизнь" стоит в первую очередь ради них.
И да, при должном настрое фильм вполне можно охарактеризовать как слабый, проходной, недоделанный, лишённый открытий, смыслов и так далее. Только зачем? Лучше расслабиться и получить удовольствие. Особенно хорошо смотрится после пары бокалов шампанского.