Талантливая мама – подарок для семейного театра
Ольга Метёлкинакультура
Когда в Ставрополе открылся семейный театр кукол «Добрый жук», было много скептиков, считавших, что энтузиазма у его создателей хватит ненадолго. Но надо знать актрису и режиссера Наталью Ледовских, которая затеяла этот оригинальный проект! Сегодня «Добрый жук» не просто название, которое знают маленькие и взрослые зрители, это еще и нестандартный репертуар, участие в фестивалях, благотворительные спектакли и работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Год театра, который завершается в России, принес коллективу «Доброго жука» много ярких событий. Одним из самых замечательных стало новоселье. Наконец семейный театр обрел свой дом. Пусть не отдельное здание, а только симпатичное помещение в многоэтажке густонаселенного микрорайона, но это не может не радовать. Здесь есть и зал со всем необходимым световым и звуковым оборудованием, и замечательный холл – он же игровая комната, в которой стены напоминают декорации сказки.
«Добрый жук» – первый и единственный семейный театр в Ставрополе. Художественный руководитель, режиссер, актриса, художник и человек творческий во всех отношениях – Наталья Ледовских. Директор и главный инвестор – ее брат Кирилл. А маленьких и взрослых зрителей перед каждым спектаклем приветливой улыбкой встречает и окружает заботой Галина Дмитриевна Ледовских. В семье она – мама, а в театре – заместитель директора и мастерица с золотыми руками. Галина Дмитриевна, как правило, находится в тени славы артистов и не претендует на главную роль в семье «Доброго жука». Но мы посчитали, что это несправедливо и решили рассказать о ней персонально.
Ставропольчанка со светлоградскими корнями. Училась во 2-й школе. Хоть и занималась в драмкружке в Доме пионеров, но театром не бредила, в отличие от многих девчонок. После 10-го класса Галина поступила в электротехникум связи по настоянию мамы. Но с детства праздником были те дни, когда мама брала ее к себе на работу в ателье. Там можно было вволю порыться в ящике с лоскутками тканей, попробовать что-то из них сшить для куклы. Мама считала, что девочке нужна «серьезная» профессия, и специалист по многоканальной связи – это гораздо перспективнее, чем швея. Получив диплом, Галина попала по распределению на междугороднюю телефонную станцию. Подрабатывала на коммутаторе. Да еще успевала заниматься в кружках по вязанию и шитью и петь в хоре. Неудивительно, что умницу, красавицу и рукодельницу заприметил курсант военного летного училища, который, получив диплом и погоны лейтенанта, увез молодую жену в Тверскую область. После Ставрополя гарнизон в Бежецке показался Галине жуткой глухоманью. Пришлось мириться с отсутствием элементарных благ цивилизации. Из всех видов культурного досуга там были киносеансы в Доме офицеров и книжки в библиотеке. Впрочем, Галина Дмитриевна никогда не знала, что такое скучать без дела. Все годы службы мужа, а проходили они после Бежецка в военных гарнизонах Архангельской области, она всё свободное время шила и вязала. И себе, и детям, и знакомым. Во времена дефицита это умение очень выручало: при небогатом выборе тканей Галина шила оригинальные, модные вещи. Наверное, через рукоделие она могла реализовать свою потребность в творчестве.
- А когда стало понятно, что в семье растет будущая актриса? – интересуюсь я у Галины Дмитриевны, имея в виду Наталью.
- Наташа с детства устраивала дома представления, – рассказала Галина Дмитриевна. – Я шила ей костюмы для выступлений. А потом Наташа стала заниматься в Доме пионеров Промышленного района, там был театр кукол.
Галина Дмитриевна не стала, как когда-то ее мама, настаивать, чтобы дочь получила «серьезную» профессию. По собственному опыту она знала, как важно заниматься тем, что нравится. Когда из Краснодара в краевой театр кукол приехал режиссер Константин Николаевич Мохов набирать актерский курс, Наташа прошла творческий отбор и была принята. Училась с большим удовольствием. С третьего курса стала работать в краевом театре кукол. А когда захотела получить высшее профессиональное образование, мама снова ее поддержала. Наталья окончила актерское отделение Ярославского театрального института, потом поступила на режиссуру в Санкт-Петербургскую театральную академию (ныне Российский государственный институт сценических искусств).
Северная столица соблазняла широкими профессиональными возможностями. По окончании вуза Наталью приглашали в несколько театров страны. Но она решила вернуться в Ставрополь, хотелось дома реализовать свои идеи. А спустя некоторое время брат Кирилл, который не имел ни малейшего отношения к театру, решил, что у Наташи должен быть свой кукольный театр, и стал главным инвестором проекта. Конечно, все понимали, какой это серьезный риск – с нуля создавать театр. Аренда помещения, бесчисленные согласования, гора требований от разных инстанций… Удивительно, что на том этапе не опустились руки. Должно быть, мотивировало огромное желание воплотить мечту в жизнь.
Галина Дмитриевна теперь с улыбкой вспоминает те дни. А тогда бывало всякое.
- Осенью 2013 года мы открылись на улице Васильева, – вспоминает она. – Про «Добрый жук» еще почти никто не знал. Зимой подготовились к первой новогодней ёлке. В день представления на улице мороз –10 градусов, метель. В театре пусто. Тут распахивается дверь, заходит семья: мама, папа, двое детей: «А что, елки не будет? Мы из Светлограда приехали». Устроили праздник, все вместе водили хоровод вокруг елки. Так мы познакомились с семьей Олейниковых. С тех пор они к нам постоянно приезжают.
Зрителей Галина Дмитриевна встречает как родных. Это искреннее желание доставить гостям радость. Хочется, чтобы «Добрый жук» ассоциировался с чудесной сказкой, добрым чудом.
- А не было искушения из замдиректора податься в актрисы? – интересуюсь у Галины Дмитриевны.
Наша собеседница смеется:
- Искушения не было, но однажды «производственная необходимость» заставила. Как-то раз давали представление в детском саду, и срочно понадобилось заменить актрису, которая играла роль дракона. Забавного, не злого совсем. Я старательно сделала всё, как надо. И тут Наташа решила пошутить и говорит: «Дети, а теперь дракоша сядет на шпагат». Что делать? Зрителей нельзя обманывать. И я давай изображать подобие шпагата. Драконья голова упала, зрители хохочут, мне самой смешно. Такая вот актриса.
Как бы то ни было, а на улице, в транспорте узнают. Галина Дмитриевна иногда сама не знает, кто это с ней в маршрутке поздоровался. Начинает вспоминать: может, в каком-то из четырех гарнизонов рядом жили или на междугородке работали? Да нет же, в «Добрый жук» приходили.
- Самое ценное, что мама всегда реагирует помощью, – говорит Наталья Ледовских. – И когда я училась, и тем более сейчас – в работе. На ней и шитье костюмов, и административные дела, и финансовые. Есть семейные отношения и есть рабочие. Они никогда не должны путаться между собой. На этом многие проекты погорели. И с братом тоже так выстроено. Я рада, что наша Галина Дмитриевна все время в тонусе. Работа мотивирует: какое бы ни было состояние или погода – надо собраться, быть в настроении. Здесь нет такого, что отработали по графику и разошлись, голова всё время загружена новыми идеями.
Сейчас у семейного театра «Добрый жук» особая пора – ёлки. В зале – «Мандариновое настроение», так называется новогоднее представление. Вместе с артистами за сказочную, праздничную атмосферу отвечает Галина Дмитриевна. Она радушно встречает всех гостей и, прощаясь после окончания представления, для каждого находит добрые пожелания: «Счастья вам, здоровья, любви, удачи на жизненном пути!».