Театр на Гагарина «наколдовал» премьеру
Ольга МетёлкинаНа второй неделе нового, 2023 года первый альтернативный «Театр на Гагарина» порадовал своих зрителей премьерой.
Творческий коллектив, которым руководит режиссер Тамерлан Коченов, после значительного перерыва собрал свою публику на премьеру сказки для взрослых «Магическая комедия». Спектакль был показан, можно сказать, на «исторической» для театра сцене, давшей ему название: в большом зале краевого Центра развития творчества детей и юношества, который горожане по привычке называют Дворцом Гагарина.
Как признался режиссер, желание поставить сказку для взрослых и одновременно комедию появилось давно. Идея, которая у него возникла, была оформлена в пьесу коллективными творческими усилиями. Каждый участник нового проекта привнес в «Магическую комедию» много своих мыслей и предложений. Можно сказать, наколдовали совместными усилиями.
Если абстрагироваться от сказочности жанра, то сюжет вполне укладывается в рамки обычной мелодрамы с криминальным уклоном. Четыре сестры неожиданно узнают, что мужчины, в которых они влюблены, это один и тот же человек, и хотят ему отомстить. Магическая составляющая спектакля кардинально меняет эмоциональный градус истории, добавляя остроты и юмора в приготовленное театральное зелье, то есть действо.
Создатели постановки позаимствовали имена для сестер у волшебниц страны Оз из книги Лаймена Баума. Бастинда (актриса Лариса Урбан) объявила общий сбор. Она - старшая сестра, с металлом в голосе и взгляде, крайне сдержана в эмоциях и не склонна к сантиментам. От нее не дождешься романтических поступков, как от полупрозрачной возвышенной Виллины (почётный деятель искусств СК Елена Днепровская) или от младшей Стеллы (актриса Анна Яцукова), которая выращивает розы, витает в облаках и единственная из всех сестер пользуется волшебной палочкой. Правда, этот магический гаджет имеет огромные размеры, и Стелла держит его как базуку перед выстрелом. Гингема (актриса Наталья Ледовских) – самый непредсказуемый из сестер-волшебниц персонаж. Судя по всему, бедняжка страдает от синдрома Туретта, описанного еще в знаменитом трактате по демонологии «Молот ведьм». В анамнезе у нее также копролалия, заставляющая без повода браниться и свирепеть. В общем, та еще семейка…
Что же до виновника шабаша, то это многоликий Волшебник в исполнении Тамерлана Коченова. С ним, пожалуй, всё просто: он ведет себя как стандартный мужчина в предлагаемых обстоятельствах. С наивной Стеллой он - забавный одесский ловелас, живущий в режиме традиционной экономии и заказывающий в баре колу со сливками. Для Виллины он почти гуру. История ее знакомства с Волшебником началась в позе «собака мордой вниз», а продолжилась шпагатом на занятии по йоге. К эпатажной и совершенно непрактичной Гингеме он заявился в образе брутального сантехника. А железную Бастинду взял без боя кавказским шармом, приправленным гопническими манерами. Сестры хоть и ведьмы, но простые женские слабости оказались им не чужды. Так же, впрочем, как соперничество, жгучая ревность и мстительность.
Сюжет спектакля слегка перекликается с историей иствикских ведьм из романа американского писателя Джона Апдайка. По нему в 1987 году был снят знаменитый фильм с Джеком Николсоном в главной роли. При этом в «Магической комедии», несмотря на заявленный в афише сказочный жанр спектакля, доминирует реалистический подтекст. Зрителей увлекает не только волшебная сторона действия, но и психологический смысл истории. В конце концов, наверное, каждой женщине встречались подобные волшебники, но не всем хватило душевных сил и разума разглядеть в них обычного бабника. А ведь он честно предостерегал сестер: «Только не влюбляйся в меня»… Эх, Волшебник, разве можно женщинам что-то запрещать?!
«Все наши спектакли о любви», - сказал однажды о постановках Театра на Гагарина режиссер Тамерлан Коченов. Вот и «Магическая комедия» не стала исключением. Пусть в ней не «пять пудов любви», как в чеховской «Чайке», но всё так же ощущается ее острая необходимость.