«Театральная весна - 88»

Виталий Задорожный

На авторство этого афоризма я ни в коем случае не претендую. Но он родился в раздумьях о тех профессиях, которые мы приобретаем в жизни и которым постоянно верны. Вот суть этого афоризма: «Не бывает бывших врачей, не бывает бывших учителей, не бывает бывших журналистов». А ведь действительно, врач любой узкой специализации, уйдя на заслуженный отдых, остается врачом даже без белого медицинского халата и всегда, в любую минуту, готов прийти на помощь больному. Учитель, верный своему педагогическому призванию, какой бы предмет он ни преподавал в школе, колледже, институте, университете, получив звание пенсионера, продолжает учить, но, заметьте, не поучать тех, кто рядом и нуждается в хорошем совете, с той благородной целью, чтобы им было лучше, легче и правильнее жить. Журналист, выйдя из штата газеты, журнала, телерадиокомитета, не перестает писать, потому что не писать он не может. Его продолжает тянуть к людям, чтобы рассказать читателям, телезрителям, радиослушателям о человеческих судьбах, порой нелегких, о происходящих в жизни событиях, о которых нельзя не знать. Потому и неудивительно, что человек и в 60, и в 70, и в 80 лет остается врачом, учителем, журналистом. Последнее я без ложной скромности отношу к себе. Тем более что, признаюсь, подкатил тройной юбилей: 80 лет – возраст, 50 лет – в Союзе журналистов и 20 лет – на пенсии.

Нынешний год объявлен Годом театра. Отмечают его не только профессиональные коллективы – театры оперы и балета, академические театры драмы и комедии, театры оперетты, но и многие самодеятельные коллективы – народные театры, драматические кружки, театры-студии.

И вспомнился мне сегодня сравнительно недалекий, 1988 год, когда в нашем крае проходил традиционный смотр драматических коллективов «Театральная весна – 88». Задача его была – выявление творческого уровня самодеятельных артистов, их социальной зрелости, идейной направленности репертуара.

В камерной студии краевого радио, где я тогда работал, собрались культработники, режиссеры, руководители драматических коллективов, члены жюри краевого смотра. Начала разговор о проблемах развития театральной самодеятельности, о ее творческих прогнозах заведующая отделом Межсоюзного Дома самодеятельного творчества крайсовпрофа Светлана Ливинская.

– Вопросы престижа любого художественного коллектива – это, прежде всего, вопросы творческого уровня, потому что глубокое, интересное искусство волнует и влечет зрителя. Сегодня зритель мыслящий, умный, требовательный. Значит, творческая работа прежде всего должна измеряться надлежащим качеством, незаурядностью в режиссуре, в актерской культуре, в оформлении спектакля – художественном, музыкальном. Почему же работы режиссеров не всегда удаются. В чем доподлинный секрет признания у зрителя? Почему одни спектакли волнуют, вызывают симпатии, а другие оставляют равнодушными. Этот вопрос я задаю члену жюри смотра, члену Союза театральных деятелей Александру Алехину.

– Я начну с Кочубеевского народного театра, – отвечает Александр Алехин. – В нынешнем сезоне он показал спектакль по пьесе Владимира Сологуба «Беда от нежного сердца». Наиболее заметной стала роль Марии Петровны в исполнении Ольги Дёк. Однако в целом спектакль – не самая удачная работа театра. А ведь были яркие страницы в жизни этого коллектива, когда в его репертуарной афише значились такие пьесы, как «Сельские жители» Василия Шукшина, «Последний срок» Валентина Распутина. Театр, помнится, представлял лицо края на Всероссийских зонах и удостоен звания лауреата первого Всесоюзного фестиваля самодеятельного художественного творчества трудящихся. Эти наиболее яркие моменты творческих удач в работе коллектива, несомненно, заслуга постановщика, одаренного режиссера Галины Гайдукевич. Теперь в коллективе другой режиссер и спектакли тоже другие. Конечно, успех в немалой степени зависит от повседневного поиска, ежедневного труда, от озарения души, от ярких всплесков мысли. Это не привнесешь извне, это даруется природой и большой любовью человека к избранному делу.

– Анализируя спектакли «Театральной весны – 88», можно отметить интересные режиссерские работы, – продолжает разговор Светлана Ливинская. – Это – «Ночной мотоциклист», увидевший свет рампы в Зеленокумском народном театре, спектакль «Лекарь поневоле», поставленный старейшим режиссером, руководителем Георгиевского народного театра Павлом Артемовичем Высоцким, постановка «Скамейки», осуществленная режиссером Надеждой Рощиной на сцене Невинномысского Дворца культуры «Энергетик», «Новеллы о любви», которые показал театр «Кредо» Пятигорского общекурортного Дома культуры (режиссер Николай Прокопец). Каждый из этих режиссеров индивидуален, имеет свой почерк, свое видение темы и средства ее раскрытия. Все они обладают тонким чутьем, эмоциональностью восприятия и достоверностью воспроизведения жизненной правды.

Александр Алехин подробно остановился на спектакле по пьесе Александра Гельмана «Скамейка». В трактовке Надежды Рощиной эта вещь сложная и неоднозначная. Режиссеру удалось показать суть психологических отношений между людьми, у которых семейная жизнь не получилась. Подлинная жизнь актеров на сцене волнует. Их всего двое – она, в исполнении Надежды Рощиной, и он – эту роль играет Александр Никитичев, настройщик завода бытовой химии Невинномысска. Появлению пьесы на сцене предшествовал серьезный процесс обучения актерскому мастерству. Именно поэтому исполнителям удалось проникнуть как бы в закоулки человеческой души, показать и сердечную боль, и психологический надрыв, являющийся результатом жизненной неустроенности. И совсем другое чувство – светлую радость, еще не омраченную житейским бытом, видим мы в работе театра «Кредо» города Пятигорска в «Новеллах о любви» режиссера Николая Прокопца.

И все-таки какие же общие недостатки творческого характера, выявленные в ходе смотра?

– Необходимо углублять процесс обучения, – говорит Александр Алехин. – Ведь театральное искусство – это наисложнейший организм духовной мудрости. И чтобы быть подготовленным к его трактовке, нужно постоянно изучать актерское мастерство, сценическое движение и культуру речи, искать пластическую выразительность роли. Этого как раз самодеятельным артистам порой не хватает. Конкурсные просмотры показали, что коллективы берут в основном штампованные решения, заимствованные у профессионалов, причем не самые лучшие варианты. А следует идти своим путем, выяснять свое, неожиданное решение, что может удивить и поразить. Недостатки эти характерны для Апанасенковского народного театра, театрального коллектива Дворца культуры и техники Невинномысска, Дворца пионеров и школьников Ленинского района города Ставрополя. И даже коллективы, вышедшие на заключительный показ, страдают этими же недостатками. Кстати, спектакль «Ночной мотоциклист» Зеленокумского народного театра интересен по режиссуре, есть в нем оригинальные находки, но сценическая речь исполнителей явно оставляет желать лучшего.

Хотелось бы коснуться вопроса развития национальных театральных коллективов. На смотре был представлен пока только один – из аула Псыж Прикубанского района. Был показан спектакль «Учение джиннов» по пьесе местного автора Дагужиева. Современная национальная культура народностей края должна питаться от корней ее истории. Национальной драматургии и театральному искусству необходимо развиваться, набирать силу.

В последнее время в театрах появилось стремление к камерности, к близкому разговору со зрителем. Такие спектакли идут прямо к зрительской среде и делают людей, сидящих в зале, как бы соучастниками происходящих событий. Тенденция эта привнесена профессиональными театрами, в том числе Театром на Таганке, тенденция доверительного разговора, скажем так, тенденция откровения на струнах нервов. Здесь зритель свой, он не может остаться равнодушным. И эта тенденция способствует полной самоотдаче в актерском мастерстве, режиссерском поиске. Но идти на это может лишь режиссер с горячим сердцем, ищущий и страдающий вместе со своими героями. На зональном конкурсе были пьесы Валентина Катаева «Квадратура круга» в исполнении участников театральной студии Невинномысского Дворца пионеров и школьников и «Театр времен Нерона и Сенеки» театрального коллектива Дворца культуры и спорта профсоюзов города Ставрополя.

– О спектакле «Квадратура круга» хочется сказать особо, – продолжает разговор Александр Алехин. – Действие его происходит в первые годы Советской власти, когда страна находилась в плену разрухи и голода, начинала строить социализм. И рождались в нем пролетарские семьи, семьи разные. В пьесе заложены и серьезные моменты, и моменты комические. На сцене в одной части круга находится зритель, в другой – происходит действие пьесы. Такой ход режиссера предполагает блестящую игру актеров, потому что они рядом. И все же в спектакле режиссера Юлии Ивановой не все удалось, хотя попытки своеобразного решения налицо. Предстоит еще большая работа над совершенствованием образов героев, оттачиванием характеров.

Нельзя не сказать и о таком положительном факте: в «Театральной весне – 88» приняли участие коллективы Дворцов пионеров и школьников. Но, к сожалению, были зафиксированы факты, когда ребятам не создают условий для творческого труда. В Пятигорском Дворце пионеров и школьников поставлен спектакль «Отважное сердце» по пьесе Иды Эвальд. В театральную студию ходят 80 ребят. Воспитание и обучение ведется на патриотическом материале. Но репетиции идут в маленькой комнате библиотеки, потому что зрительный зал Дворца постоянно отдается под городские мероприятия. Не правда ли, парадокс? Говорим об эстетическом воспитании детей в свете реформы общеобразовательной школы, а сами препятствуем осуществлению этой доброй идеи.

А вот условия работы с детьми во Дворце культуры и спорта профсоюзов города Ставрополя совсем иные. Детской театральной студии предоставлена не только удобная репетиционная комната, но и, когда необходимо, – сцена. Есть у детей наставник – взрослый коллектив актеров-единомышленников.

Давайте послушаем режиссера, художественного руководителя Дворца Анатолия Дурова. Не так давно он был в Москве на занятиях Всесоюзной лаборатории режиссеров народных театров.

– Наверное, любой режиссер испытывает удовольствие от работы с детьми. На сцене они искренни и непосредственны, в учебной работе – любознательны. Набираю в студию всех желающих и обучаю ребят интересному театральному делу, ставим спектакли. Театральному самодеятельному искусству уделяется сейчас огромное внимание. Разрабатывается новое положение по народным театрам. Предполагаются две модели театров. Первая – это при трудовых коллективах на базе предприятий и организаций. Вторая – самодеятельные театры, как самостоятельные, имеющие свой спецсчет. Такие коллективы уже существуют в крае. Например, театр «Кредо» в Пятигорске, дающий платные спектакли и окупающий сам свои расходы. В штат народных театров будет введена третья единица – осветитель. Срок деятельности театра для присвоения звания «народный» теперь не будет играть роли. Во внимание будет приниматься творческий потенциал и техническая оснащенность театров. Высказано предположение о создании Ассоциации любительских театров.

Наиболее острые проблемы дня поднимаются студенческими театрами миниатюр. Во все времена студенчество было отмечено смелостью в поисках правды. И в наши дни оно ищет, сражается. Спектакль в СТЭМе Ставропольского политехнического института называется «Зеркало, или Вопросы ребрами». Построен он на материале современных сатириков. Однако большие сложности испытывала режиссер Светлана Ищенко, когда подбирала репертуар к спектаклю. Вот что она рассказывает:

– Проблема репертуара для студенческого коллектива острейшая. Студенческая сатира должна быть социальной, а брать ее неоткуда. Проблема больная. Поэтому и студенческая тема в нашем спектакле обозначена довольно скромно. Читаю многое, что выходит на страницах местной печати, переворачиваю массу литературы и почти ничего подходящего найти не могу. Конечно, сатирик – это сложно. Им нужно родиться. Были у нас студенты, которые писали для СТЭМа, но они окончили вуз, пошли работать, кто-то призвался в армию. Проблема репертуара пока продолжает оставаться острой. Пользуясь случаем, хочу обратиться к местным поэтам и писателям-сатирикам: помогите нам, стэмовцам, а мы в долгу у зрителей не останемся.

Любительское театральное движение в стране ширится, и роль народных театров повышается. Народный театр, драматический кружок способен вызвать к жизни самые кипучие внутренние человеческие резервы. Он может говорить о самом наболевшем прямо и открыто, вызывать слезы и заставлять задуматься, оглядеться, посмотреть на себя со стороны. Театр – великий воспитатель, приносящий большую духовную радость людям. Вот почему он горячо любим, вот почему он имел, имеет и будет иметь во все времена горячих поклонников и любителей. Можно сказать, что люди, которые общаются с театром, – счастливые люди. Сегодня театр должен работать по самому высокому счету, сегодня режиссер – это человек высокого духа и назначения.

 

Ставропольский край, смотр драматических коллективов, год театра, история культуры

Другие статьи в рубрике «Культура»



Последние новости

Все новости

Объявление