Тернистый путь казачества
Валерий МанинСтаринным шашечным салютом приветствовали кандидата исторических наук, первого атамана краевого Союза казаков, почетного шефа Ставропольской кадетской школы имени генерала Ермолова Петра Стефановича Федосова учащиеся из первой учебной казачьей сотни.
Так необычно началась презентация новой книги П. Федосова «Тернистый путь казака (автобиографические зарисовки)», которая состоялась в Ставропольской краевой универсальной научной библиотеке имени М. Ю. Лермонтова.
Помимо кадет-ермоловцев в конференц-зале главной библиотеки края собрались представители казачьих обществ, духовенства, офицеры Министерства обороны и силовых структур, известные ученые, краеведы, журналисты, коллеги по работе в геологоразведке и возрождению казачества, друзья автора и просто многочисленные читатели, интересующиеся историей казачества и Ставропольского края.
Хотя этот монументальный труд имеет подзаголовок «Автобиографические зарисовки» и во многом основан на биографии автора, его значимость явно выходит за рамки семейных хроник. По сути, Петр Стефанович с научной точностью рассказал не только об истории одной семьи или поколения людей, чье детство и юность пришлись на тяжелое время Великой Отечественной войны и послевоенное восстановление народного хозяйства, но и о тернистом, часто кровавом пути целого народа – российского казачества.
Если в первой части этого солидного труда, на мой взгляд, имеющего не столько литературное, сколько научное значение, речь по большей части идет о судьбах членов большой казачьей семьи Федосовых -Новичихиных, то во второй – рассказывается о непростом пути возрождения казачества, которое, я думаю, еще далеко от своего логического завершения.
Конечно, в некоторых оценках этапов развития нашего общества и особенно отдельных государственных и политических деятелей можно с автором не соглашаться. Здесь эмоциональный аспект иногда главенствует над общепринятым, но это ни в коей мере не снижает исторического значения труда. А огромный жизненный опыт (в будущем году Петр Стефанович отметит свое восьмидесятилетие), а также многочисленные личные встречи с представителями государственной, политической, научной и общественной элиты дают ему право на собственное видение как проблем страны, так и роли отдельных личностей в их решении.
Разбивка солидного труда (более 700 страниц) на отдельные главы облегчает чтение книги. Более того, при желании можно более тщательно изучить тот или иной аспект, рассматриваемый в монографии.
Даже вроде бы такие личные вопросы, как выбор дальнейшего пути в жизни или служба в Советской Армии, имеют некое жизненно нужное, даже философское обоснование.
Что же касается второй части книги под подзаголовком «Исповедь атамана», то это, в принципе, не только исторический реестр сложнейших событий, происходивших на Северном Кавказе в конце прошлого и первом десятилетии нынешнего века, но и в той или иной степени покаяние руководителя, а тем более назидание следующим атаманам, от деятельности которых зависят не только их личные судьбы, но и судьбы, может быть, поколений.
В этом отношении особый интерес вызывает раздел «Начало начал», в котором автор пытается дать свое понимание казачества едва ли не с древних времен до нынешних дней. Конечно, тем, кто серьезно занимается историей казачества, многое из приведенного Петром Стефановичем, знакомо. Но вот его трактовка общеизвестных фактов часто откровенно оригинальна и достойна более глубокого осмысления. А что касается молодежи (а книга, насколько я понял, адресована по большей части ей, о чем говорит и авторское посвящение: «Посвящается 25-летию возрождения казачества и моим детям, внукам и правнукам»), то ее значение в деле воспитания трудно переоценить. По убеждению автора, едва ли не основополагающим фактором в жизнестойкости любого народа являются традиции. И казачество в этом отношении не исключение. Федосов прямо говорит, что «казак без традиций, словно птица без крыльев». «Казачьи традиции потомственные (родовые) казаки ОБЯЗАНЫ знать, хранить и передавать будущим поколениям. Казачьи традиции являются фундаментом создания в молодежной среде здорового национального чувства, верного патриотизма».
Здесь мнение П. Федосова прочно сливается с мнением по этому вопросу известного писателя и философа атамана Всевеликого войска Донского (1918-1919 гг.) генерала от кавалерии Петра Краснова: «Традиции – это никем не писанный закон, являющийся духовным мостом к славным подвигам предков и к их былой, славной жизни, соединяющим прошлое с настоящим; традиции, – это то, что возвышает душу человека и в решительный и смертный час помогает победить в себе страх смерти; традиции – это обряд-ритуал, который внушает нам веру в справедливую жизнь наших предков; это то, что соединяет всех казаков в единое, дружное братство – рыцарство...».
Думаю научить грядущие поколения казаков следовать традициям своих славных предков и через это сохранять самобытность и целостность своего народа – и есть главная цель Петра Федосова, переданная нам через книгу «Тернистый путь казака».