«Ты сам этого хотел, Жорж Данден!»
Ольга Метёлкинапремьера
На прошлой неделе ставропольские зрители погрузились в историю, написанную Жаном Батистом Мольером без малого 350 лет назад. На сцене Академического театра драмы имени М. Лермонтова развернулись вымышленные драматургом события, над участниками которых смеялись еще современники «короля-солнце» Людовика XIV.
Сюжет пьесы «Жорж Данден, или Одураченный муж», который Ж.Б. Мольер частично позаимствовал у Дж. Боккаччо из его «Декамерона», казалось бы, никак не перекликается с современностью. Французская публика в XVII веке от души потешалась над незадачливым мужланом, решившим за счет женитьбы на аристократке приобщиться к высшему свету и оказавшимся в дураках. Никакой глубокой морали в пьесе зрители не искали. Публика вовсе не сочувствовала богатому крестьянину Жоржу Дандену, одураченному семейством разорившегося барона де Сотанвиля. Её симпатия скорее была на стороне его хитрой молодой жены Анжелики. Проще говоря, всяк сверчок знай свой шесток...
Чем же интересна эта история зрителю XXI века? И чем пьеса Ж.Б. Мольера заинтересовала заслуженного деятеля искусств Республики Беларусь Сергея Ковальчика, который поставил спектакль «Одураченный муж» на сцене Ставропольского академического театра драмы имени М. Лермонтова? «Есть пьесы, которые ты читаешь и понимаешь, что хочешь поставить, - ответил режиссер. - Я почувствовал, что сегодня тема одураченного человека на нашем постсоветском пространстве очень актуальна. Потому что нас дурачат всё время. Для себя я определил, что это спектакль для одураченных людей. А также для тех, кто в будущем не хочет быть одураченным. Несмотря на то, что пьеса была написана давно, у меня ощущение, что она про нас сегодня. Потому что каждый друг друга дурачит для своих целей. Поэтому Жорж Данден в результате пройденной интриги думает: я глупый человек что ли, не вижу очевидных вещей, или я сумасшедший, или мир сошел с ума. Здесь есть масса современных мотивов, когда человек просит сказать правду, а ему не дают этого сделать. Точнее, ему не верят или не считают нужным верить».
В спектакле заняты актеры, хорошо известные ставропольской публике. В главной роли Жоржа Дандена - заслуженный артист РФ Александр Жуков. В его исполнении герой - не глуповатый простофиля, а человек, осознавший свою ошибку и страдающий от того, что не в силах что-то изменить. «Ты сам этого хотел, Жорж Данден!» - повторяет персонаж в безысходности. Против него - целая система, представленная «матерым» аристократом бароном де Сотанвилем (заслуженный артист РФ Михаил Новаков) и его манерной супругой (актриса Людмила Дюженова), которую буквально коробит от плебейских манер зятя. Под стать им явно страдающий нарциссизмом молодой человек «в жутких розочках» по имени Клитандр (актер Александр Кошелевский), который открыто флиртует и добивается расположения жены Дандена - жеманной Анжелики (актриса Оксана Винникова).
Здесь даже слуги под стать своим господам, они насквозь лживы. Служанка Клодина (актриса Полина Полковникова) полностью на стороне неверной Анжелики и вместе со своей хозяйкой участвует в одурачивании Жоржа Дандена. Идеальная пара для нее слуга Клитандра Любен (актер Илья Калинин), он хоть и не большого ума, но знает, на чьей стороне ему выгоднее быть.
Лишь бессловесный Человек театра, величаво появляющийся несколько раз на сцене, в исполнении актера Юрия Иванкина, всем своим видом показывает, что всё идет своим чередом и ничему не следует удивляться.
Глядя на то, как развиваются события на сцене, невольно приходишь к мысли о том, что в пьесе напрочь отсутствует любовная линия. В отношениях героев есть всё, что угодно, но только не это чувство. И вот уже помимо воли автора начинаешь представлять, к чему могло привести развитие сюжета, если бы, к примеру, Жорж Данден был влюблен в свою жену...
Режиссер-постановщик Сергей Ковальчик совершенно прав, говоря, что «мольеровская комедия обладает как раз той магией, когда смешно и не только». «Мольер в своей комедии задает нам какие-то вопросы. Вопросы отнюдь не комедийного характера. Но делает это очень разумно, дозировано», - отмечает Сергей Михайлович.
Ставропольские зрители всегда тонко чувствуют, что им хотели сказать режиссер и актеры своей работой. Думаю, спектакль «Одураченный муж», несмотря на комедийный жанр, даст им не только возможность оценить юмор, с которым создавалась новая постановка, но и станет поводом для размышлений о человеческих отношениях, в которых даже через века самое важное остается неизменным.
Фото автора и Юрия СКИБИНА.
(Полностью интервью режиссера Сергея Ковальчика читайте на сайте газеты: www.vechorka.ru)