Ученики посвятили спектакль юбилею Владимира Гурьева
Ольга МетёлкинаПремьеру в театре-студии «Слово», которая была показана в минувшую пятницу, многие называли необычной. Спектакль «Синяя птица Учителя» был посвящен 75-летию основателя студии заслуженному артисту России Владимиру Гурьеву.
До 2010 года Владимир Владимирович был главным режиссером и бессменным художественным руководителем коллектива, добрым дедушкой для каждого своего воспитанника, а когда надо, и очень требовательным «дедом» для своих актёров. Но главное, наверное, что он был и остаётся для многих студийцев Учителем. С этим ощущением они вот уже семь лет после ухода Гурьева живут и продолжают его дело. Память о нём стала тем магическим кристаллом, который собирает вокруг себя актёров студии старшего поколения, тех, кто играл во многих гурьевских постановках, и даже тех, кто присоединился к студийному сообществу совсем недавно.
Вот почему полотно нового спектакля, в котором основная сюжетная линия из «Синей птицы» М. Метерлинка, переплетаясь со сценами из постановок «Слова» прошлых лет, фрагментами интервью и цитатами из записных книжек Владимира Гурьева, воспоминаниями его учеников и коллег, приобретает особую глубину и объём. По большому счету, попадая в театр-студию «Слово» к Гурьеву, каждый так или иначе начинал путь за своей Синей птицей.
Белые строчки на темном экране рядом с фотографией Учителя и студийцы, читающие его слова... «Я верю в этих мальчиков и девочек, юношей и девушек, которые выходят на сцену и сидят в качестве зрителя в зале. Они выбрали «Ромео и Джульетту», а не трансляцию американского боевика. Несмотря на то, что сегодня у нас по части духовности отнято самое главное - право выбора». Это еще в 1997 году Владимир Гурьев говорил в своем интервью корреспонденту нашей газеты Алле Чередниченко. Он очень остро чувствовал личную ответственность за своих студийцев, за их внутреннее, духовное развитие: «Ведь это удивительные люди, и я счастлив, что жизнь меня с ними столкнула... Может быть, они в чем-то непрофессионалы, но это в какой-то степени даже к лучшему. Ведь они искренни и не испорчены опытом».
Оттого, наверное, в репертуаре театра-студии были спектакли по произведениям А. Пушкина, М. Булгакова, А. Островского, постановки, посвященные С. Есенину, Н. Рубцову, К. Хетагурову... Преданные зрители «Слова» не забыли их. В спектакле «Синяя птица Учителя» на сцену выходят студийцы старшего поколения, и на миг может показаться, что каким-то мистическим образом мы оказались в прошлом, когда юные Евгений и Юлия Пересыпкины впервые играли Дона Гуана и Донну Анну в спектакле «Мчатся бесы». «Старики» Игорь Кофанов в «белом плаще с кровавым подбоем» и босоногий Вячеслав Савин в простом рубище в спектакле-притче «Хомутов, Иешуа, Пилат и другие» тоже запомнились зрителям еще много лет назад.
Кстати, в своей новой истории театр-студия «Слово» сохранил элементы особого гурьевского режиссерского почерка, его стиля. Владимир Владимирович рисковал соединять в одном спектакле, казалось бы, никак не пересекающихся авторов, не сочетающихся героев. И у него получалось это делать так, что общий смысл приобретал дополнительную глубину и объём. Той же гурьевской стилистикой оказалась пронизана и «Синяя птица Учителя».
В пьесе М. Метерлинка есть персонаж, который существует в одной плоскости с другими. Юные Тильтиль и Митиль в своих поисках Синей птицы приходят в Страну воспоминаний к бабушке и дедушке, которые уже умерли. В спектакле, посвященном Владимиру Гурьеву, есть лишь дедушка Тиль. Фигура в джинсовом костюме, которая появляется из рассеивающегося на сцене тумана, вызывает только одну ассоциацию: «дедушка» Владимир Владимирович очень часто ходил в джинсовом костюме. Не забыть, как он громогласно встречал нас перед спектаклем в вестибюле Дворца: «Здравствуйте, мои дорогие!» и при этом крепко обнимал, от всего своего большого сердца...
«Вот если бы вы еще там за нас молились... Молиться — значит вспоминать...» - говорит дедушка Тиль у М. Метерлинка, а кажется, что эти слова идут от самого Владимира Владимировича. И потому, наверное, особенно проникновенно звучала в этот вечер баллада «Жизнь-молитва», которую Арменак Аветисян написал в память об Учителе вскоре после его ухода.
Главную память о Владимире Гурьеве сохранили его ученики. Ведь когда его не стало, многие опасались, что театр-студия долго не проживёт. Но нет, трагедия объединила студийцев всех поколений. Евгению и Юлии Пересыпкиным доверили осуществлять руководство коллективом, и они объединили вокруг себя и тех, с кем начинали играть в студии, и тех, для кого Гурьев - это уже человек-легенда. А совсем скоро увидит свет книга воспоминаний, посвященная Учителю, - «Владимир Гурьев. Человек, подаривший нам Слово». Отрывки из нее звучали в спектакле. Кстати, отдельные авторы, хорошо знавшие Владимира Владимировича, были почетными гостями вечера. Председатель краевого отделения Союза театральных деятелей России заслуженный артист РФ Владимир Аллахвердов, заслуженный артист РФ Александр Ростов и председатель Общественного совета при министерстве культуры Ставропольского края Владимир Лычагин говорили со сцены слова благодарности руководителям «Слова» и студийцам всех поколений за то, что созданная Владимиром Гурьевым в 1993 году театр-студия живет и продолжает его дело.