Учительница первая моя…
Ольга МетёлкинаМатрена Федоровна Пархоменко – учитель начальных классов с 45-летним стажем, Отличник народного просвещения. Сколько таких вот снимков у нее в альбоме, где она – в окружении детворы! Каждого помнит - если не по фамилии, то по имени. И они – все-все – не забывают ее. В этом, наверное, и есть профессиональное и человеческое счастье…
Мотя с детства мечтала стать учительницей: и когда в войну рыла окопы, мерзла в фуфаечке, и в далеком 43-м году, когда мечта, считай, сбылась. Девушка окончила педучилище, приехала в родной хутор Александровский, где 17 лет проработала в школе.
Потом приехала в Ставрополь, а здесь не сразу удалось устроиться на любимую работу. В гороно сказали: ну и что ж, что 17 лет педстажа есть, теперь 17 в очереди простоишь! Другая бы смирилась. Но не такой была Мотя. Молодая учительница, не мысля себя без школы, каждый день, как на работу, ходила в гороно – узнавать не освободилось ли место. Матрену Федоровну взяли в школу-интернат.
Дали самый неуправляемый класс, где за три года сменилось 18 учителей и воспитателей.
- Помню, как пришла к ним в первый раз, - вспоминает Матрена Федоровна. – А они меня не замечают, буквально на головах ходят. Стою, молча смотрю. Тут девочка подбегает и спрашивает: а вы будете нам кашку давать? Оказывается, прежний учитель угощал детвору кашкой…
Пархоменко постепенно справилась с «трудной» детворой: приучила к порядку, и к концу года это уже был примерный класс – все чистенькие, аккуратненькие. К Матрене Федоровне теперь всякую комиссию на открытые уроки водили. Однажды 20 директоров школ прибыли. Было страшновато, но видела учительница в тот день только глаза детей. Под звонок задала задачку на смекалку: как набрать 16 копеек тремя монетами по пять и по три копейки? Матрена Федоровна вспоминает: на переменке один из членов комиссии все допытывался у Пархоменко, как правильно эта задачка решается…
Матрена Федоровна первой освоила программу Занковского. Ездила в Москву – квалификацию повышать. Столицу, считай, так и не повидала. Только и впечатлений осталось – от метро до метро…
За успешную экспериментальную работу и педагогическое мастерство была награждена почетным званием и многочисленными грамотами, от которых разбухает альбом…
Судьба щедро оделила Матрену Федоровну любовью и уважением бесчисленных учеников. Дети так привязывались, что по утрам встречали ее у автобуса у кинотеатра «Ставрополец» и несли по очереди ее портфель.
К сердцу каждого Матрена Федоровна подбирала ключик.
- Была у меня ученица, - вспоминает Пархоменко, - Таня Любушкина. Все говорила: дайте конфетку – буду читать. Дикция у нее хорошая, читала прекрасно, а писала плохо. Поставлю ей единицу, она плюнет и обязательно сотрет до дырки. И так всякий раз. Ну я и решила чуточку подправить ей письмо, и тройку поставила. В начале урока раздала, как обычно, тетрадки по порядку: первым – с пятерками, вторым – с четверками. И говорю: а вот у Тани сегодня первая тройка. Девочка зарделась от удовольствия. А я продолжаю: Таня еще чуточку постарается, и будет у нее «4» и «5»!.. Таня потом действительно стала хорошисткой – всем на удивление. Станет, бывало, рядом со мной да руку мене все гладит, гладит…
А хуторской ученик Ваня Новиков все время вырывал листы из тетрадки – те, что с двойкой, да пускал их голубем…
Однажды с тем Ваней, только уже взрослым, встретилась Матрена Федоровна. Кинулся обнимать, целовать. А рядом – его жена, смотрит с недоумением. «Да это же моя первая учительница!», и жена «оттаяла»…
Шли годы. Классы становились переполненными, школы отдавали «проблемных» детей, «бегунков». Да и добираться на работу двумя автобусами становилось все труднее, и однажды Пархоменко объявила директору: ухожу. В школу, что поближе к дому… Директор не пустил, муж отсоветовал. Так и осталась. Провожали на пенсию торжественно, премию начислили – аж 117 рублей 28 копеек, ведь за последние годы в две смены работала…
Такая «школьная» судьба, такая верность долгу…
Елена НИКИФОРОВА.