В российские тюрьмы приходят европейские стандарты

Наталья Ардалина

В российские тюрьмы приходят европейские стандарты

Уголовно-исполнительная система стремительно гуманизируется, приближаясь к европейским стандартам. Уже в обозримом будущем в исправительных учреждениях не останется камер, а будут спальни, комнаты отдыха, столовые и помещения других функциональных назначений, а заборы более не будут увенчиваться устрашающего вида колючей проволокой - по их верху проложат так называемую «трубу», которая будет скользить и не позволит перебраться на другую сторону. О том, какие еще изменения предполагаются в ходе реализации концепции развития пенитенциарной системы, рассказал на пресс-конференции начальник управления ФСИН России по Ставропольскому краю Игорь Клименов.

Вперед - к гуманизации

Так, уже с 1 января 2013 года на территории Ставрополья появятся исправительные центры, где будут содержаться граждане, осужденные к обязательным исправительным работам. В следующем же году начнется строительство нового следственного изолятора в Буденновском районе - сейчас там идут проектно-изыскательные работы. А в перспективе в стране вообще не останется исправительных колоний, которых сегодня на Ставрополье насчитывается десять. Останутся колонии-поселения с обычным или усиленным наблюдением и тюрьмы - общего, строгого и особого режима. Будет увеличена площадь из расчета не менее четырех кв. метров на каждого заключенного, создадут лучшие санитарные условия, но самое главное - будет полностью исключена возможность контакта между собой различных групп осужденных, например, впервые попавших в места лишения свободы и рецидивистов, осужденных по «легкой» статье и за особо тяжкие преступления.

Как рассказал Игорь Клименов, уже сегодня такое разделение практикуется, но исключить возможность общения полностью пока сложно: заключенные могут «пересекаться» в столовой, медпункте, других местах. В перспективе же осужденные будут иметь возможность размещаться в комнатах на 2 - 6 человек с телевизором, холодильником, приличным санузлом. В общем, все по европейским стандартам. Конечно, многое будет зависеть от тяжести наказания и от поведения самого заключенного.

Хотя «заморские» стандарты не во всем так уж лояльны. В той же Америке, например, система охраны организована таким образом, что заключенный, приблизившийся к запретной зоне, автоматически становится мишенью, в которую разрешено стрелять на поражение, что почти полностью отбивает охоту к попыткам побега. Кстати, у нас в крае в прошедшем году было две попытки побега из колоний-поселений - в Курском и Георгиевском районах. В обоих случаях реальных оснований к этому не было, «сидеть» оставалось недолго, но вот просто захотелось, видимо, домой. Беглецов задержали в течение одного дня, теперь обоим «добавят» срок.

Другое ЧП произошло в Георгиевской воспитательной колонии для несовершеннолетних. Один подросток обозвал другого нехорошим словом и получил в ответ удар табуреткой по голове. К счастью, несмотря на травмы, пострадавший остался жив, а нападавший по решению суда проведет в местах не столь отдаленных два лишних года, но уже в колонии общего режима для взрослых, так как в декабре ему исполнилось 18 лет.

Детки в клетке

Вообще, к «детской» колонии у руководства управления особое отношение, отметил Игорь Клименов. Во-первых, каждый ребенок, попадая сюда, сначала оказывается в карантинной зоне, где в течение двух недель с ним общаются психологи и педагоги, после чего вырабатывают стратегию необходимой конкретно ему помощи. За каждым воспитанником закрепляется личный куратор, а куратором всего учреждения является один из заместителей начальника управления, который посещает колонию не реже раза в неделю.

Здесь почти все, как у детей на свободе: есть школа, ПТУ, где подростки могут получить рабочие специальности. Организованы кружки по интересам - музыкальный, художественный, недавно закупили специальное оборудование и организовали собственную мультипликационную студию, теперь подростки могут при помощи компьютерных программ рисовать «мультики». Сегодня в этом учреждении около 60 ребят, и, к сожалению, очень много таких, у которых не все благополучно в семье: либо совсем нет родителей, либо они и сами находятся в местах лишения свободы. Поэтому психологи и другие сотрудники стремятся делать все возможное, чтобы помочь ребятам вернуться в нормальное общество.

Кстати, психологи управления носят такую же форму, что и все остальные работники системы. Недавно в ходе эксперимента было решено переодеть их в «гражданку», для того чтобы легче было установить доверительные отношения. Концепция развития уголовно-исполнительной системы предусматривает увеличение штатов психологической службы, будут привлекаться по контракту и гражданские лица.

VIP-персоны

Журналисты не могли обойти стороной вопрос о попавшем в Ставропольский следственный изолятор главе администрации города Игоре Бестужем. Как пояснил Игорь Клименов, условия его содержания были вполне приличными, ничем не отличающимися от остальных. Однако на сегодняшний день сити-менеджера в учреждениях уголовно-исполнительной системы края нет, он переведен в аналогичное учреждение другого региона. Начальник УФСИН не уточнил, какого именно, но высказал предположение, что это может быть связано со следственными действиями.

Это интересно

Каждый заключенный имеет возможность дозвониться лично до начальника управления ФСИН России по Ставропольскому краю и изложить ему свои претензии. Чаще всего заключенные жалуются на то, что их не освобождают условно-досрочно (хотя руководство колонии только дает характеристику заключенному, а решение - освободить или нет - принимает суд).

 

Другие статьи в рубрике «Образование»



Последние новости

Все новости

Объявление