В Ставрополе прошёл фестиваль шведского кино
Станислав МаслаковФестиваль «Новое кино Швеции», организованный национальной сетью Синема Парк, проходил с 6 по 9 июля 2016 года в 12 крупных городах России, в том числе и в Ставрополе.
Откровенно говоря, знаем мы о Швеции немного и не то чтобы сильно интересуемся происходящим там. С тех пор как наш Пётр Первый лишил это королевство шансов на великодержавность, прошло три века. Старые обиды давно забыты, и сегодня для нас это просто одна из скандинавских стран, в которой есть ИКЕА, немного хороших автомобилей, проблемы с мигрантами, а также ставшие нарицательными понятия «шведский стол» и «шведская семья», имеющие, впрочем, мало общего с действительностью.
О том, что там есть свой пусть не великий, но самобытный кинематограф, мы скорее догадываемся, чем знаем. Исправить это незнание и показать российским зрителям нечто по-настоящему новое и непривычное призван фестиваль «Новое кино Швеции», организованный сетью кинотеатров Синема Парк при поддержке посольства королевства.
В отличие от прошедшего недавно фестиваля французского кино, для показа отобрали не только последние премьеры, но и фильмы, уже прошедшие в прокате. Первым из них стал «Столетний старик, который вылез в окно и исчез».
Незамысловатое название исчерпывающе описывает происходящее на экране в первые минуты. Пожилой мужчина встречает свой вековой юбилей в доме престарелых. Пока персонал втыкает в торт сотню свечек, он смотрит в окно и вспоминает, как потерял последнее любимое существо в этом мире – кота по имени Молотов. Но вдруг прошлое вторгается в его тоскливое доживание – в виде подростка, который решил повзрывать на кладбище петарды. Дело в том, что наш герой тоже всю жизнь что-нибудь взрывал, да и был тем ещё непоседой. И он принимает спонтанное решение – взбирается на подоконник, переваливается через оконный проём и выходит на свободу из стерильного учреждения, попутно смяв цветы на аккуратной клумбе. Куда и зачем идёт старик – он сам не знает. Как и всю его прошедшую жизнь, дальнейшие события предопределяет нелепый случай.
Вообще этот фильм обманывает зрителя. От него ждёшь эдакой скандинавской тягомотины с философским и обязательно грустным финалом. А на деле получаешь шапито в лучшем смысле этого слова. Параллельное повествование о прогулке одинокого старика по шведскому захолустью и европейской истории двадцатого века идёт от одного абсурда к другому – всё большему. Под разнос попадают все – от представителей мелкого и среднего криминала до Иосифа Сталина и Гарри Трумэна. Вместе с главным героем растёт масштаб происходящих вокруг него событий. Простая завязка разворачивается в почти эпическое полотно, которое в равной степени можно назвать «Загадочной историей Бенджамина Баттона» или «Форест Гампом», но обязательно с приставкой «наоборот».
Пересказывать содержание фильма – дело неблагодарное. Несмотря на то, что его захочется пересмотреть не один раз, для первого лучше сохранить интригу. Скажу лишь, что в нём очень много прямо-таки нарочито развесистой клюквы про русских. Но, в отличие от голливудской продукции, здесь это не следствие слабой проработки темы и стереотипного мышления, а скорее художественный приём. Карнавал во всём и никаких компромиссов. Как и положено в хорошей клоунаде, при всей внешней простоте она невероятно остроумна, точна в деталях и по-настоящему смешна. Да, юмор здесь чернее чёрного, но создатели фильма ни разу не свалились в пошлость и безвкусицу.
И ещё. Если вам не понравится этот фильм – задумайтесь, у вас проблемы с самоиронией.
Вслед за этим, по сути, блокбастером нам показали документальный фильм «Астрид» – о самой знаменитой шведской писательнице, подарившей миру Карлсона, который живёт на крыше. Впрочем, именно это произведение создатели картины обошли стороной, сосредоточившись на непростой биографии писательницы и том, как перипетии жизни влияли на её творчество. Воспитанная в чрезмерно религиозной семье, она не восприняла от родителей «традиционные ценности» и предпочла личный поиск любви и правды соответствию религиозным шаблонам. Судьбу Астрид Линдгрен нельзя назвать трагической. Она была любима мужчинами, вырастила прекрасных детей (несмотря на то, что была вынуждена родить первенца в другой стране, и первые годы тот провёл в приёмной семье). Комплекс вины перед сыном, пережитый ужас великой войны (пусть и прошедшей через сохранившую нейтралитет Швецию по касательной), сопереживание каждому ребёнку, неприятие любого насилия и даже подруга-лесбиянка – всё это так или иначе отразилось в сказках Астрид. Сильная, но добрая Пэппи Длинный Чулок, проказник Эмиль и прочие герои её историй – дети сложные, независимые, но, по сути, святые. Они оставляют в дураках взрослых, но никогда не творят зла. В своей простоте и искренности они, в конечном итоге, оказываются куда умнее своих родителей – зачастую столь недалёких, ограниченных и погрязших в мелких проблемах.
Конечно, документальное кино редко показывают и смотрят на большом экране. Неподготовленный зритель вряд ли будет платить за билет на формат, который привык смотреть на телеканале «Культура». Но в рамках фестиваля он был более чем уместен. Астрид Линдгрен – это не просто главная шведская писательница. Она стала главной сказочницей двадцатого века и вечным послом всех детей планеты в жестоком взрослом мире.
Своеобразно продолжил эту тему третий фильм. «Мы – лучшие» – история о девчачьей панк-группе, которая пытается «раскачать этот мир» и воплотить идеалы молодёжного бунта в своей наивной жизни. 13-летние девочки, больше похожие на мальчиков, ломают стереотипы о неформалах. Они хорошо учатся, не хулиганят сверх меры и отличаются от «нормальных» не столько внешним видом, сколько серьёзностью вопросов, которые их занимают. Как и положено не по годам развитым детям, они сочетают мудрость и наивность, а глубина их суждений во многом нивелируется отсутствием жизненного опыта. Который они, собственно, и получают на протяжении фильма.
Да, эта картина ломает стереотипы о том, как можно снимать про подростков-музыкантов-неформалов. У Голливуда получилась бы шаблонная комедия с обязательной мегауспешной вечеринкой в финале, у российского кинематографа – наверняка отвратительная чернуха с наркотиками, сексом, насилием и чем-нибудь особенно плохим в конце. Здесь же всё идёт своим чередом и завершается, собственно, никак. Мы видим лишь небольшой промежуток жизни девочек, которым было 13 лет в 1982 году. Но за это время они умудряются научить нас многому.
И наконец, «Вторая жизнь Уве» – ещё один фильм о «списанном» старике, который вовсе не собирается жить так, как ему предписано идеальным скандинавским обществом. Вернее, он вообще жить не собирается, а умереть – никак не выходит. Как и положено в таких историях, смысл жизни непременно будет обретён не только главным героем, но и зрителями. К слову, это самый «свежий» фильм фестиваля. В мировой прокат он вышел в 2015 году, а в российский – 30 июня.
В разных городах фестиваль «Новое кино Швеции» прошёл с различным успехом. Ставрополю в этом плане хвастаться нечем – залы были полупустыми. Несмотря на рекламную кампанию, поддержку журналистов и блогеров, отважились потратить деньги и время на неформатное европейское кино немногие. Ставропольский зритель слишком долго жил без нормальных современных кинотеатров и в отрыве от мировой культуры и привык за это время питаться голливудским фастфудом.
Как говорится, не наша в том вина, но надо исправляться. Большинство из показанных на фестивале фильмов можно при желании найти в интернете. Они действительно заслуживают того, чтобы их посмотреть. И сделать выводы на будущее. Следующий подобный фестиваль – на этот раз индийского кино – пройдёт в конце августа.