Василий Молоков: «В любом произведении должна быть гармония»
Ольга МетёлкинаС художником Василием Молоковым нас «познакомило» его живописное полотно под названием «Вечерний Ставрополь».
Несколько лет назад накануне открытия выставки в зале Ставропольского отделения Союза художников РФ я увидела эту работу, которая сразу же привлекла внимание. Неподалеку оказался и автор. С тех пор слежу за творчеством художника.
Василий Молоков, член Союза художников РФ. Родился в Ставрополе. Учился в детской художественной школе. Окончил с отличием отделение живописи Ставропольского художественного училища. Выпускник Ставропольского государственного педагогического института (специализация «Изобразительное искусство»). Участник Всероссийского пленэра, посвящённого 100-летию со дня рождения Шолохова (Ростовская область, станица Вёшенская). Лауреат конкурсов «Ночь музеев» (Ставрополь). Участник Всероссийской молодёжной выставки (Москва, 2007 и 2010), межрегиональной выставки (Пятигорск, 2020). Персональные выставки в Ставрополе и Невинномысске в 2021 году. Работы находятся в частных коллекциях России и зарубежья.
«Случай – это псевдоним Бога»…
С детства Василию нравилось рисовать и мечтать о путешествиях. Учеба в детской художественной школе давалась легко. Однако он не связывал свое увлечение с будущей профессией. После 9-го класса он собрался поступать в училище, чтобы профессионально заниматься деревообработкой. В приемной комиссии на абитуриента, у которого в аттестате были одни пятерки и единственная четверка, посмотрели недоверчиво: в то время в профтехучилище шли, как правило, троечники с «неудом» по поведению. К счастью, Василий хорошо всё взвесил и решил окончить одиннадцатилетку, а потом поступил в Ставропольское художественное училище. И нисколько впоследствии об этом не пожалел. Хотя его путь в профессию не был усыпан розами.
Временами судьба как будто испытывала его на прочность. Можно было сломаться и всё бросить. Удалось выстоять во многом благодаря характеру.
- Я верю, если ты действуешь в русле божьего промысла, то всё идёт легче, и люди встречаются по жизни, которые тебе помогают, - говорит Василий. - Я понимаю, что такие встречи происходили в самые тяжелые моменты. Казалось бы, просто случайность. Но как писал Анатоль Франс: «Случай – это псевдоним Бога, когда он не хочет подписываться своим именем».
В мастерской художника
Творческий процесс – явление, которое практически невозможно запрограммировать. Можно дни напролет ждать вдохновения, мучиться, прокрастинировать, искать оправдания своему нерабочему состоянию и не находить продуктивного решения. Василий Молоков научился создавать творческое настроение и даже управлять вдохновением.
Как обычно представляют мастерскую живописца? Мольберты с недописанными полотнами, разбросанные кисти, палитра с засохшей краской… Словом, художественный беспорядок. В мастерской Василия Молокова готовые работы, загрунтованные холсты, подрамники, кисти, краски - всё расставлено по своим местам, упорядочено согласно какому-то особому авторскому алгоритму. Часть мастерской занимает большая библиотека. Собрания сочинений отечественных и зарубежных классиков, тома Пушкина, Чехова, Толстого, издания по живописи, культурологи, философии аккуратно расставлены на полках. И это вовсе не инсталляция в стиле old-school, а постоянно востребованные книги. Из них выглядывают многочисленные закладки, а страницы испещрены карандашными пометками на полях. Было чрезвычайно приятно встретить не только талантливого художника, но также читающего и думающего человека, постоянно развивающегося и стремящегося к самосовершенствованию в разных жизненных и творческих направлениях. К примеру, сейчас Василий учится скорочтению и уже наблюдает положительные результаты своих занятий. Всё это соответствует представлению художника о гармонии в жизни.
У него столько творческих идей и задумок будущих произведений, что приходится их записывать. Со временем какие-то воплощаются в жизнь, а другие естественным образом могут быть отложены или вовсе отвергнуты. Василий цитирует по памяти строчки любимого Пушкина:
Тогда блажен, кто крепко словом правит
И держит мысль на привязи свою,
Кто в сердце усыпляет или давит
Мгновенно прошипевшую змию…
Александр Сергеевич по-своему вдохновляет художника.
- В Пушкине, на мой взгляд, великолепно сочетаются глубина содержания и второй смысловой ряд. И просто красиво написано. Яркий пример искусства, каким оно должно быть, - объясняет Василий. - В любом произведении должна быть гармония. У каждого мастера она по-своему выражается.
«Если хочешь изменить мир, начни с себя»
Василий Молоков – личность, ломающая стереотипы. Взять хотя бы то, что он не употребляет алкоголь. После 20 лет активного курения расстался с сигаретами. Когда отказался от алкоголя и никотина, некоторые коллеги заговорили, что он либо в секту вступил, либо врачи поставили неутешительный диагноз. Василий недоумевает: человек избавляется от пороков, а окружающие расценивают это как катастрофу.
- Но что-то, видимо, подвигло оставить вредные привычки? – интересуюсь я.
- Настал период в жизни, когда я начал пересматривать свою нравственность, - говорит Василий. - Не декларируемую, а объективно реальную. Решил, если хочешь изменить мир, начни с себя. Когда я стал приходить к другому пониманию себя в этом мире, то понял, что в моей новой нравственности нет места сигаретам и алкоголю. И сейчас уже не могу понять, как можно отравлять себя и еще платить за это деньги.
Стал наблюдать за собой, за происходящими случайностями: какие события сопровождаются положительными случайностями, а какие негативными. Появилась связь с Богом, которая есть у каждого человека от рождения. Пришла осознанность. Всё это повлияло на творчество. Стал более осознанно подходить к нему. В первую очередь, потому что понял свою ответственность: я же выставляюсь в галерее, в соцсетях, даю зрительную пищу окружающим, получается, психологически на них воздействую. Я несу ответственность за ту зрительную информацию, которую сгружаю в подсознание людей.
Неслучайные случайности
Мировоззрение художника естественным образом находит отражение в его работах. Практически каждое полотно Василия Молокова основано на философии, пронизано аллегорическими смыслами, в каждое автор вложил идею, которая его по-настоящему волнует.
Взять, к примеру, «Преображение Сизифа». На картине в образе мифологического персонажа запечатлен заслуженный артист РФ Александр Жуков.
- Легенда об этом герое, наверное, всем известна, - поясняет Василий Молоков. - Я решил не изображать его катящим в гору камень. Сизиф предстает как образ человечества, а камень – это гора проблем, накопившихся у людей. И разрешиться они могут только одним способом – преображением самого Сизифа, он сам должен измениться. Сизиф понимает, что надо жить по-другому, по совести, и тогда камень сам начинает трескаться и рассыпаться. Когда начинаешь менять себя в позитивную сторону, то обстоятельства жизни тоже начинают меняться, и происходят так называемые «хорошие случайности».
Аллегорические образы и символы присутствуют во многих работах художника: «Русалка», «Свобода», «Златая цепь», «Голгофа», «Крик»… Зрителям их интересно разгадывать, находить смыслы, зашифрованные на холсте.
При этом художник остается мастером городского пейзажа. От его работ веет теплом ставропольских улиц и скверов.
- Родной город. Конечно, люблю его, - говорит Василий. И глядя на его работы, зрители ничуть не сомневаются в искренности художника, постоянно доказывающего, что каждое произведение должно быть гармоничным. Вероятно, поэтому на выставках посетители задерживаются возле работ Василия Молокова и находят в них созвучие со своими эмоциями и мыслями.