Владимир Лычагин: от актера до театрального блогера
Ольга МетёлкинаЗаслуженный работник культуры РФ Владимир Лычагин недавно отметил юбилей.
Сегодня он известен, наверное, всем работникам культуры в крае, поскольку уже восемь лет возглавляет Общественный совет при минкульте Ставрополья, является членом совета старейшин при председателе Думы Ставропольского края. До этого в течение 18 лет служил на посту заместителя министра культуры Ставрополья. Прекрасно осведомлен и компетентен в самых разных вопросах отрасли. Но особенное пристрастие питает к театру. Ничего удивительного, ведь Владимир Маркович – профессиональный актер, получивший образование не где-нибудь, а в ведущем вузе страны – ГИТИСе (ныне – Российский институт театрального искусства).
За 26 лет своей актерской деятельности Владимир Лычагин успел послужить в семи театральных труппах в разных городах Советского Союза. Самый долгий и плодотворный период – целых 18 лет – был связан со Ставропольским академическим театром драмы имени М. Лермонтова. Первый опыт организационной работы выпал на начало 90-х: будучи делегатом съезда Союза театральных деятелей России в Москве, Владимир Маркович был избран секретарем СТД РФ, и пять лет работал в команде председателя творческого союза народного артиста СССР Михаила Ульянова, представляя интересы театров Северного Кавказа. Он же и уговорил Михаила Александровича приехать в Ставрополь на торжества по случаю 150-летия театра драмы…
В годы перестройки оставил театр и стал… чиновником. Начальник краевого управления культуры Анатолий Иванович Рыбальченко пригласил В.М. Лычагина на должность своего первого заместителя.
«Из актера – в чиновники»
Он не использует сослагательного наклонения в жизненных изгибах своего пути, в министерской работе нашел увлекательные стороны новой должности. «Появилась возможность общаться с талантливыми людьми всего края – неповторимыми, своеобразными, – говорит Владимир Маркович. – И по мере возможности им помогать».
Кстати, о примере помощи. В тот период, когда министерство культуры края возглавлял Александр Иванович Марков, на плечи его заместителя нелегким грузом легли основные хлопоты по согласованию открытия факультета искусств на базе Ставропольского государственного университета. Убедить ректора В.А. Шаповалова оказалось не самым сложным делом. Гораздо труднее было добиться лицензии на ведение образовательной деятельности, в том числе актерской, в Москве. В то время в Министерстве культуры РФ председателем совета по лицензированию специальности «актер театра и кино» был великий Олег Павлович Табаков. Получить у него лицензионное разрешение представлялось чем-то почти нереальным, так как он был убежден, что театральных вузов в двух столицах достаточно, в провинции они не нужны. Владимир Лычагин взял его, что называется, измором, караулил избегающего встреч мэтра на служебном входе в театр, и с большим трудом всё-таки добился поставленной цели: актерская специальность в СГУ была открыта.
Что это значило для нашего края? Театр драмы остро нуждался в кадрах, в обновлении творческого состава. Приглашенных дипломированных молодых актеров из Москвы, Петербурга, других регионов обеспечить жильем в начале 90-х было весьма проблематично. Оптимальным выходом из сложной ситуации и тогда, и теперь считается обучение актеров в «домашнем» регионе. Еще в студенческие годы они начинают выходить на сцену, нарабатывая профессиональный опыт и мастерство, с помощью родителей решают жилищные проблемы.
Последний выпуск актерского отделения университета случился в 2015 году, факультет искусств в СКФУ был закрыт как слишком затратный в образовательном процессе. Как театры края, филармония, концертные организации будут решать кадровые задачи в ближайшее время, пока неизвестно. Владимир Маркович, который «в проблеме», с кадровым прогнозом на будущее затрудняется: «В Нальчике есть институт искусств, во Владикавказе – факультет искусств университета, в Астрахани и Ростове-на-Дону – консерватории, в Краснодаре – институт культуры. Везде на юге России есть вузы, где готовят для искусства и культуры кадры с высшим образованием. Везде, кроме Ставрополя, Элисты и Черкесска».
«Благородный отец с чувством юмора»
Владимир Лычагин пристально следит за театральной жизнью в Ставрополе. Речь идет не только об академическом театре. «Муниципальный литературно-музыкальный театр-гостиная «Гармония», «Театр на Гагарина» Тамерлана Коченова, театр кукол «Добрый жук» Натальи Ледовских, театр-мастерская «H.O.M.E» с образовательным циклом Юлии Бескровной, «Пигмалион» Юлии Авакимовой в Арт-центре «Горицвет», театральные проекты Владимира Петренко и Григория Гольдмана в галерее «Паршин» и ряд других, – перечисляет Владимир Маркович. – Разные формы самоорганизации театральных идей идут впрок, в городе формируется устойчивая театральная среда с участием зрителя, способного не терять интереса к просмотрам спектаклей, идущих полтора-два часа. К тому же у него есть выбор в театральных предпочтениях».
Сегодняшнему юбиляру, пожалуй, подходит по жизни амплуа «благородный отец с чувством юмора», отеческая забота Владимира Марковича в первую очередь распространяется на двоих любимых сыновей и их семьи, в которых растут четыре внука. Тема современной жизни молодого поколения в образовании, самореализации, досуге вызывает его интерес в самом широком смысле.
«У современных молодых людей присутствует особый вкус и понимание современной жизни, они пытаются их приспособить к многовариантным возможностям, которые она диктует, – говорит Владимир Лычагин. – Во-первых, они не боятся менять профессии и работу в соответствии с общесоциальными и общеэкономическими потребностями государства, своими возможностями и стремлениями. Во-вторых, они не столь доверчивы к навязываемым авторитетам, как мы когда-то, убежденные в свое время, что будем жить при коммунизме: Хрущев сказал, и в это верили. У сегодняшних молодых есть природный критический настрой к витающим в воздухе идеям, которые они проверяют в первую очередь рублем».
Владимира Марковича заботит то, что постпандемийный синдром нарушил многие семейные, социальные связи, самоизоляция и ограничения свели на нет прежние формы досуга молодежи. Он считает, что современная лофт-среда хоть и занимает определенную нишу в культурно-досуговом кластере, но интересна довольно узкому кругу «хорошо воспитанных пай-мальчиков и пай-девочек под строгим надзором родителей и молодых лидеров». А что делать остальным молодым «не формальным», гуляющими стайками по дворам?
В своё время одним из важнейших элементов социализации молодежи были дискотеки. На них, к примеру, курсанты военных училищ, студенты разных учебных заведений знакомились, женились, создавали семьи. А как сейчас встретиться молодым людям? «Виртуальные знакомства в интернет-сети – сплошное разочарование из-за несовпадения между выдуманными профилями и реальным проявлением личности, – говорит Владимир Маркович. – Элемент непосредственного общения ушел в виртуальное пространство – искусственно созданную ложную реальность. Дискотеки в ночных клубах, парках будут востребованы, ибо они ориентированы на реальное человеческое общение».
Журналистика как игра ума и воображения
У самого Владимира Марковича с досугом нет проблем. Он признался, что лет двадцать уже не смотрит телевизор: «Если вы не хотите иметь гипертонию и язву желудка, найдите ему замену. Чтобы узнать новости, достаточно бегло просмотреть заголовки информационной ленты в смартфоне или компьютере, в газете, добровольно пропуская в ней рекламу». Он черпает живые впечатления и эмоции на театральных премьерах, новых выставках, презентациях книг и других культурных мероприятиях, на которые, по его словам, «профессионально шляется». С некоторых пор свои впечатления о событиях культурной жизни Владимир Лычагин публикует в социальных сетях. Он стал заядлым блогером. Причем мало кто из наших коллег-журналистов обладает такой эрудицией, живостью, образностью литературного языка и оперативностью в изложении информации. Как говорится, актеры не успели отдышаться после финального поклона, а в сети уже появляется подробный лычагинский разбор спектакля. О таком динамичном культурном обозревателе любая газета может только мечтать.
«Журналистский зуд» проявился у него еще в 70-х годах прошлого века. Зарплата актера была очень скромной. У Владимира Лычагина к тому времени уже была большая семья. В качестве небольшой подработки он начал писать заметки в краевую молодежную газету «Молодой ленинец». Там внештатным авторам платили гонорар. Начинающий журналист специализировался на культуре, и у него получались замечательные материалы. Ради интереса я полистала газету за 1975 – 1977 годы. Фамилия Лычагин регулярно значится под публикациями об актерах театра драмы. Он, к примеру, писал о легендарном народном артисте СССР Михаиле Кузнецове и о своей молодой коллеге – чудесной актрисе Людмиле Ковалец. Он делал обзоры выставок Ставропольского отделения Союза художников РФ, участников которой сегодня мы воспринимаем как классиков: В. Чемсо, А. Соколенко, Л. Попандопуло, П. Гречишкин, П. Горбань…
Неудивительно, что ныне покойный редактор «Молодого ленинца» Николай Семенович Марьевский пригласил на полставки плодовитого автора в штат газеты. В течение пяти лет, не оставляя актерской службы, Владимир Лычагин после репетиций шел в редакцию и за три часа спокойно выдавал количество строк, превышающее его полставочную норму. С тех пор писал статьи в газеты и журналы регулярно, теперь же журналистские навыки пригодились ему в блогерском деле.
Благие плоды вынужденной самоизоляции
«Сознательно делаю текст небольшим, удобочитаемым и максимально информационно насыщенным, – поясняет Владимир Маркович. – Выполняю определенную миссию – откликаюсь аналитическим материалом на наиболее важные события культурной жизни Ставрополья. Концерт, спектакль, выставка, соответственно артист или художник должны быть профессионально отрефлексированы в мир, в котором они живут. Они заслуживают определенной оценки своего труда. Каждый журналист или критик освещает тему искусства и культуры по-своему, в целом создается более или менее объективная картина творческой жизни в городе и крае».
Такая объективная картина была создана Владимиром Лычагиным и в цикле публикаций, посвященных 175-летию Ставропольского академического театра драмы имени М. Ю. Лермонтова. В карантинное время, когда люди искали выход из вынужденной самоизоляции, он погрузился в историю старейшего на Кавказе русского театра. Более трех десятков очерков, опубликованных в социальной сети, подобно пазлам сложились в единую историческую картину, насыщенную событиями и лицами, и в итоге были оформлены в книгу. Оригинальное оформление дизайнера О. Полевича, намеренно сохраненная стилистика, присущая интернет-публикациям, сделали книгу «Ставропольская сцена в лучах истории» особенным изданием. «Записки театрального блогера» вышли в серии «Ставрополь театральный» с посвящением: «Ставропольским актерам, для которых почти два столетия светят лучи истории».
Наш юбиляр Владимир Лычагин осознанно делает свою жизнь интересной, насыщенной событиями и общественным служением. Он не только использует свой богатый и разноплановый профессиональный опыт, но не стесняется учиться, в том числе у молодежи. И надо полагать, что блогерство – это не вершина достижений Владимира Лычагина. Еще не вечер, как пел Владимир Высоцкий.
Фото
Маргариты ВОРОНОВОЙ.