Влюбленные в песню

Виталий Задорожный

Сколько бы ни доводилось встречаться с хоровыми коллективами, всегда замечаешь особенность, которая присуща, пожалуй, всей самодеятельности: здесь всегда есть костяк - это ветераны. И вовсе не обязательно, что это люди в возрасте. Они ветераны по степени влюбленности в песню, по тому, как давно покорила она их душу и сердце. Это в полной мере относится к коллективу хора «Русские узоры» объединения «Ставрополькрайшвейбыт», который был в 1985 году участником Всесоюзного смотра самодеятельного художественного творчества, посвященного 40-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Ветеран хора Евгения Дмитриевна Гриценко. Когда она пришла в коллектив, приняли ее как человека, безмерно влюбленного в песню, давно уже с ней породнившегося. А начала она петь с 1962 года, когда работала в артели Микояна, где уже был хор, которым руководил Анатолий Георгиевич Янушек. В хоре было тридцать девушек, и все любили песню, всегда с ней было легко, не петь они не могли, их тянуло туда, где звучала песня. И так же, как все мы всегда помним своих первых школьных учителей, которые научили нас азам грамоты, ввели в большой и светлый мир знаний, так и Евгения Дмитриевна до сих пор помнит руководителей, хормейстеров, которые, заметив в девушке хорошие певческие данные, заложенные природой, сумели развить их. Это были Владимир Игнатьевич Юрек, Михаил Николаевич Серов, Николай Васильевич Рогов.

- Юрек Владимир Игнатьевич – это был молодой человек, очень музыкальный, с чувством юмора и с душевной теплотой, - вспоминает Евгения Дмитриевна. – Он мог так заразить нас песней, дать понять, что такое песня, как ее петь, как выразить чувства, заложенные в ней. Рогов Николай Васильевич был уже с большим опытом в песне. Он нам как бы преподавал уроки пения. Серов Михаил Николаевич – я у него пела в конце пятидесятых годов. Тогда мы часто принимали участие в Днях песни, которые проводились в Ставрополе. Довольно музыкальный был человек. Потом я встречалась с ним в третьей школе. У меня о нем остались самые хорошие воспоминания.

Евгения Дмитриевна пела и в большом городском хоре «Ставрополье», который организовал в середине пятидесятых годов в клубе Госторговли ставропольский композитор Леонид Яресько. Помнит она, как выступал этот коллектив с казачьими песнями на зональном смотре в городе Ростове. Тепло отзывается она и о руководителе «Русских узоров» Валентине Егоровиче Дерябине:

- Это очень музыкальный человек, который высоко ценит культуру пения, чистоту исполнения песни, очень требователен, не терпит никакой фальши. Он добивается такого звучания, чтобы оно было на уровне профессионалов.

Вспоминая самые любимые песни, спетые ей за много лет участия в самодеятельности, Евгения Дмитриевна сразу называет «Оренбургский пуховый платок», песню, в которой слышится нежная, такая трогательная забота о самом родном человеке, о матери. Задушевностью, напевностью покоряет и русская песня «Подари мне платок».

- Сейчас в хоре есть такие народные песни, которые очень хочется петь. Это песня «В чистом поле под ракитой», - размышляет Гриценко. – Мне всегда видится в этой песне и старина, и новизна, и становление советской власти, о чем поется в песне. И мне кажется, что я вижу этого партизана, который шел защищать власть Советов. Здесь сказано все о душевной скорби женщины, проводившей на войну своего мужа, который не вернулся. В то же время здесь звучит и гордость за него, что он был партизаном и похоронен в чистом поле, где каждый проезжающий может поклониться у дороги его могиле.

   Песня эта, написанная в тридцатые годы композитором Владимиром Захаровым на стихи поэта Михаила Исаковского, стала очень популярной   среди партизан в годы Великой Отечественной войны. Вот как вспоминает об этом в своей книге «От Путивля до Карпат» ее автор Семен Ковпак: «Была у Руднева одна песня, которую он чаще всего пел. Выйдет вечером из землянки, шинель внакидку, сядет на пенек вместе со своим Радиком, обнимет его, прикроет полой шинели и затянет: «В чистом поле под ракитой». И слышишь – у одной землянки подхватили, у другой, и по всему лесу пошла песня».

   Евгения Дмитриевна – человек городской, но разве когда-нибудь забудется ее деревенское детство? Ведь истоки любви ее к песне народной – там. И наплывают воспоминания:

- Я помню время это – 42-й, 43-й годы, когда мы были еще детьми. Только выходили на улицу, в первую очередь у нас почему-то разговор был о песне, мы всегда старались петь. Уж как мы там пели, но пели всегда. Песня как бы передавалась от матерей к детям. Мы росли с песней. Даже когда шли или ехали на работу – я хорошо это помню – всегда с песней.

Какие светлые, какие добрые воспоминания… Но война оставила в душе Евгении Дмитриевны и другой след, который отпечатывается в памяти всякий раз, когда слышит она или сама исполняет военные песни.

- Песни о войне всегда напоминают мое детство, потому что оно прошло во время войны. Вспоминаются школьные годы, когда мы сидели за партами и, вместо того чтобы слушать учителя, обменивались тем, кто что принес на урок: кто кусочек хлеба, кто вареную картошку. И вот на переменах мы делились кусочками: один даст мне картофелину, а я ему – кусочек хлеба. И поэтому песни о войне – это как будто все было вчера, хотя прошло уже много-много лет. Но все это так живет в воспоминаниях, что, наверное, уйдет вместе со мной.

   Военные песни бередят душу и Нины Григорьевны Горковенко, тоже ветерана хора. В художественной самодеятельности она, как и Евгения Дмитриевна, смолоду. Хотя и на заслуженном отдыхе, но хор не оставляет. И когда в составе хора Нина Григорьевна поет песню «Вечный огонь», она не может не волноваться.

- Да, это очень волнительно, потому что все это пережито. Все это мы видели. И когда сейчас исполняются песни о войне, для меня это очень тревожно. Я со слезами пою эту песню, но, конечно, и с душой.

К разговору подключается Раиса Траневская, которая тоже поет в хоре со дня его основания.

- Я люблю русские народные песни. Даже трудно передать, как я их люблю. Это пошло еще, наверное, от мамы. Она у нас очень хорошо поет, и все свои лучшие качества, весь свой талант передала, наверное, нам. Какие бы трудности ни были, когда я пою, мне становится легче. Я была еще девчонкой, и вместе с мамой исполняла эти песни. Представляете, вот эту песню – «Цвите терен»? Это же такая давняя песня. А еще песня «А в поле есть криница»? Тоже старая. Я их очень люблю. И когда мы собираемся своей семьей – мама, правда, сейчас одна, отца уже нет – мы не можем без песни, сестра, мама и я. У нас своя хорошая компания, мы всегда рады друг другу. И песня нас объединяет. В песне, наверное, вся наша жизнь. Привезла я как-то новую песню «Посылала меня мать», так мама сразу ко мне: давай разучим и будем петь. Мы ее на три голоса расписали, разучили и поем все втроем. Даже когда соседи, знакомые, гости приходят, все с большим удовольствием слушают наше домашнее трио.

Любовь к песне, заложенная в душе Раисы Траневской с детства, так и осталась с ней на всю жизнь. После школьного хора, уже учась в училище, девушка стала участницей народного ансамбля песни и танца «Нива золотая». Как гордится она, что в составе этого прославленного коллектива, созданного в Петровском районе знатоком народной песни композитором Михаилом Спиридоновичем Севрюковым, ей, простой сельской девчонке, довелось выступать в Москве, на кремлевской сцене, петь задушевные песни о Ставропольском крае, о родной земле, о необозримых полях, о хлебе. Может, потому одна из песен, которую Раиса поет в «Русских узорах» - это «Песня о хлеборобах».

- Эта песня мне близка, потому что я в прошлом жительница сельская. Выросла в селе, знаю, что такое хлеб. Знаю, как его растят, ведь отец мой был хлеборобом. Мы видели его пыльного, уставшего, но всегда счастливого. Он очень хорошо играл на баяне. Семья веселая была, пели много. И эти песни о хлебе, о русских людях, о земле нашей – они с самого детства вселились в меня. Мне всегда легко на душе от этих песен. И когда я их слышу, просто душа радуется за наш народ, за наших детей, за себя. «Песня о хлеборобах» как бы дает нам путь в будущее, чтобы наши дети были такими же, как наши отцы, чтобы они любили нашу землю, хлеб, ценили его, берегли.

Хор «Русские узоры» регулярно отмечает юбилейные даты своей жизни в искусстве. Сколько песен спето за это время! Сколько призов получено на смотрах и конкурсах! И как награда за широкую пропаганду русской песни - хор совершал туристические поездки в Ереван, Ленинград, в Болгарию. Они до сих пор в памяти участников коллектива.

- Очень много впечатлений о Болгарии, - вспоминает Раиса Траневская. – Мы там и работали, и отдыхали. Когда мы ехали в Болгарию, наш руководитель Валентин Егорович не оставлял нас в покое: всю дорогу мы пели, разучивали новые песни, чтобы, как говорится, не ударить в грязь лицом перед нашими болгарскими друзьями, потому что встречи намечались - встречи дружбы.

Когда участницы хора рассказывали о своих незабываемых поездках, они тут же непременно упоминали Людмилу Дмитриевну Крицких, как неутомимого организатора самодеятельности, энтузиаста.

- Людмила Дмитриевна является стержнем нашего коллектива, - оценивает своего коллегу Евгения Дмитриевна Гриценко. – Она не только председатель фабричного комитета, она еще и поет в нашем хоре. Организация концертов – это на ее плечах. И то, что мы постоянно получаем заряд бодрости, это все идет от нее. Она – надежная опора коллектива.

В репертуаре хора «Русские узоры» есть песня, характерная для этого коллектива, называется она «Горько!», в которой солируют Анна Назаренко и Раиса Траневская. Вот как представляет ее Раиса:

- Песня очень веселая, задорная, о молодоженах, о свадьбе. А какая свадьба бывает грустной? Само слово «горько» означает совет да любовь молодым людям. С Анной Алексеевной мне ее петь очень легко, потому что она сама веселая и жизнерадостная. Почему эта песня близка нам? Я, как сельский житель, правда, в прошлом, знаю, что такое тройка, как она резво может бежать, знаю, как на свадьбе весело. Деревенские свадьбы – они очень веселые, пышные, с ряжеными. Когда мы поем, все это стоит перед нами и действительно хочется крикнуть: «Горько!». И видятся молодые – жених и невеста. В общем, песня нам очень нравится. Поем мы ее с большим удовольствием.

 

Ставрополь, участник Всесоюзного смотра самодеятельного художественного творчества, хор «Русские узоры»

Другие статьи в рубрике «Культура»



Последние новости

Все новости

Объявление