Вместе мы — сила!
Лариса РакитянскаяОчень тяжела доля родителей, переживших шок от рождения больного ребенка. Представьте родителей, которые долгие годы одни «несут груз» этих проблем на своих плечах. Так и живут, закрывшись в своих квартирах, один на один со своей БЕДОЙ.
А ведь есть выход...
И это на деле доказал МОУ лицей № 35 г. Ставрополя, с 2002 года работающий над проблемами социализации детей с ограниченными возможностями в воспитательно-образовательное пространство лицея.
Еще в первый год работы в лицее директор, почетный работник общего образования РФ Наталья Симонова и ее единомышленники думали о том, как поддержать детей с ограниченными возможностями здоровья (на тот момент их в лицее было 36 (полтора класса!), обеспечив им равные с другими возможности и условия получения качественного образования.
Опираясь на научные изыскания, зарубежный опыт, было решено ходатайствовать перед министерством образования края об открытии краевой экспериментальной площадки по проблеме «Влияние создаваемой воспитывающей среды городской школы на социальную адаптацию детей с ограниченными возможностями».
Спустя некоторое время площадка была открыта, но коллектив уже работал по данной проблеме: директор и члены администрации организовывали встречи группы учителей с учеными, специалистами Ставропольской городской общественной организации инвалидов «Вольница», канадским центром (г. Виннипег) по изучению инвалидности, проводили практические семинары, давали консультации родителям детей с ограниченными возможностями, совершенствовали материально-техническую базу лицея.
Весь коллектив (а это настоящие Учителя с большой буквы!) немало потрудился, чтобы сломать стереотип отношения к людям с особенностями развития. Им удалось доказать на деле, что дети с ограниченными возможностями имеют равное конституционное право на образование, зафиксированное во всеобщей Декларации прав человека.
Строительство пандусов для детей, пользующихся колясками, реализация программы «Педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями» и адаптированных программ индивидуального обучения, функционирование клуба «Перекресток», психологические тренинги в комнате психологической разгрузки, привлечение детей к участию в городском фестивале художественного и декоративно-прикладного творчества, помощь в выборе будущей профессии, обеспечение бесплатными учебниками и квотирование мест в летнем оздоровительном лагере, - все это и многое другое позволило частично снять напряжение в семьях с детьми с ограниченными возможностями. Папы и мамы почувствовали себя защищеннее, поняли, что «лед тронулся», что они живут в цивилизованном мире: их ребенок кому-то интересен!
Невозможно описать то состояние детей (и родителей!), которые впервые покинули стены своих квартир и переступили лицейский порог: посетили библиотеку или компьютерный класс, поучаствовали в классном диспуте или в художественной самодеятельности. Дети, лишенные общения со сверстниками, наверстывают упущенное, видно их непреодолимое желание дружить со всеми, общаться, радоваться жизни!
Одноклассники и учителя помогают им адаптироваться в коллективе, обществе. Взрослый и детский коллективы лицея № 35 ежечасно преподносят уроки милосердия, принимая детей с ограниченными возможностями такими, какие они есть, и доказывая, что никто не застрахован от беды...
Опыт работы 35-го лицея передается и другим школам города: здесь прошел семинар на эту тему.