«Волшебный луч», который не гаснет 120 лет

Ольга Метёлкина

Корреспондент «Вечернего Ставрополя» посетила знаменитый «Ленфильм»

Санкт-Петербург, Каменноостровский проспект, 10. Этот адрес на Петроградской стороне известен, наверное, большинству людей, близких к кинематографу. В наши дни здесь на территории в четыре гектара расположились корпуса и съёмочные павильоны старейшей в России киностудии «Ленфильм». Приехать в Питер в Год кино и не побывать в этом историческом месте, с моей стороны было бы непростительно. И вот мы уже сворачиваем с проспекта в тихий дворик и как будто попадаем в другой мир.

Королева эпизода

Туфелька Золушки
Александр ГололобовТуфелька Золушки

Начну с того, что на ступеньках парадного входа мы случайно познакомились с легендой «Ленфильма». Правда, с первого взгляда в этой подвижной старушке, с рюкзачком за спиной, предусмотрительно облачившейся в дождевик, трудно было узнать актрису, сыгравшую в сотне фильмов. Она подошла и спросила:

- В кино сниматься хотите?

- Что Вы?! Просто на экскурсию пришли.

- А я здесь больше пятидесяти лет проработала, - продолжила старушка. – Меня зовут Лидия Ивановна Доротенко. Если интересно, посмотрите в Интернете. Впервые я в «Полосатом рейсе» снялась в 1961 году.

Лидия Ивановна оказалась интересной собеседницей, за короткое время мы успели узнать от неё много любопытного. Оказалось, что она много лет работала бригадиром массовки и ассистентом по актёрам на «Ленфильме». Кроме того, режиссёры частенько поручали ей эпизодические роли. Не будучи актрисой, Лидия Доротенко снималась в фильмах: «Рождённая революцией», «Открытая книга», «Уходя - уходи», «В моей смерти прошу винить Клаву К.», «Остров сокровищ», «Брат», «Мастер и Маргарита», в сериалах «Улицы разбитых фонарей», «Агент национальной безопасности», «Убойная сила», «Бандитский Петербург», «Ментовские войны» и многих других. Я же вспомнила эпизод из фильма «Мы из будущего», где в 1942-м старушка Авдотья принесла солдатам молоко…

Режиссёры до сих пор любят приглашать её на съёмки. «Королева эпизода» не отказывается помогать даже студентам-дипломникам. «А я не капризная, - говорит Лидия Ивановна, – мне предлагают, и я соглашаюсь. С детства занимаюсь спортом, и в свои 85 могу сесть на шпагат. Когда Балабанов снимал «Морфий», у меня было десять дублей босиком на морозе. И даже не простудилась!».

Такую самоотдачу и преданность любимому делу встретишь нечасто. Хотелось ещё поговорить с Лидией Ивановной, но нас уже ждал экскурсовод…

Здесь звёздами становятся даже автомобили

В ленфильмовском «Гараже»
Александр ГололобовВ ленфильмовском «Гараже»

Если всё живое на Земле зародилось в океане, то российский кинематограф – в «Аквариуме». Именно такое название носил увеселительный театр-сад в Санкт-Петербурге, где 4 мая 1896 года, в антракте оперетты «Альфред-паша в Париже», состоялся первый в России киносеанс. На белом полотне, укрепленном на занавесе, зрители увидели «живые фотографии». Сеанс длился около десяти минут и состоял из коротких фильмов первой программы братьев Люмьер: «Прибытие поезда на вокзал», «Выход рабочих с фабрики Люмьер», «Политый поливальщик» и ещё нескольких. Газеты отмечали, что «восторг зрителей был громадный, так что по требованию публики пришлось еще раз показать картину, изображающую прибытие поезда».

Судьба распорядилась так, что именно на месте «Аквариума» со временем разместилась старейшая в стране киностудия. История «Ленфильма» началась с Военно-кинематографического отдела Скобелевского комитета, учрежденного в марте 1914 года. Военное министерство поручило комитету производить кинематографические съемки в войсковых частях, отражая на пленке военный быт и состояние русских войск.

В марте 1918 года киноотдел был национализирован и вошёл в состав Петроградского кинокомитета северных коммун. Одним из первых игровых советских фильмов стала агитационно-пропагандистская картина «Уплотнение», в создании которой принимал участие нарком просвещения А.В. Луначарский (он сыграл в ней себя самого).

Действующий макет из фильма «Завещание профессора Доуэля» (режиссёр Леонид Менакер)
Александр ГололобовДействующий макет из фильма «Завещание профессора Доуэля» (режиссёр Леонид Менакер)

Прежде чем получить своё теперешнее название, киностудия поменяла множество имён: фабрика «Севзапкино», Ленинградская фабрика «Госкино», «Союзкино», «Росфильм», «Союзфильм», пока, наконец, в 1934 году окончательно не стала «Ленфильмом». Именно под этим «фирменным знаком» вышел легендарный «Чапаев». Кстати, чудесным образом сохранилась бурка, в которой снимался актёр Борис Бабочкин. Теперь её можно увидеть в музейной экспозиции киностудии рядом с гимнастёркой красноармейца Сухова из «Белого солнца пустыни».

Вообще, коллекция оригинальных ленфильмовских костюмов и кинореквизита насчитывает свыше 350 тысяч единиц и может конкурировать с запасниками известных музеев мира. Здесь есть буквально всё: от «украшений» гамлетовской эпохи до сказочных дворцов в миниатюре. Один из таких уникальных макетов установлен в холле «Ленфильма». Сказочный замок «снимался» в знаменитом фильме Н. Кошеверовой «Золушка». Посетители очень любят возле него фотографироваться. В музейных экспозициях можно увидеть антикварную мебель XVIIIXIX веков, к примеру, викторианский секретер из фильмов про Шерлока Холмса.

Экскурсия продолжается в недавно открывшемся павильоне киностудии «ГаражЪ». Здесь в свете софитов стоят «автокинозвёзды: американские Studebaker и Packard, немецкие Dux и Opel, французские Renault и Delaunay-Belleville, итальянский Fiat, а также ретроавтомобили производства советских заводов, к примеру, ЗИС.

В кино играет даже мебель (секретер из фильма о Шерлоке Холмсе)
Александр ГололобовВ кино играет даже мебель (секретер из фильма о Шерлоке Холмсе)

За каждым автомобилем своя история и свой фильм. То же самое с костюмами. Небольшая часть исторической коллекции представлена в стеклянных витринах. Здесь, к примеру, можно увидеть костюмы Ихтиандра из фильма «Человек-амфибия». Чешуйки, которые так натурально сверкают под водой, были вырезаны из киноплёнки, покрытой специальным составом, костюмеры «Ленфильма» пришивали каждую вручную. В советском кинематографе работали не просто специалисты высочайшего класса, а в первую очередь – люди, бесконечно влюблённые в кино. Наверное, поэтому они творили настоящие чудеса. К примеру, голливудская звезда Элизабет Тейлор, которая снималась в совместном советско-американском фильме-сказке «Синяя птица», всегда очень придирчиво относилась к работе костюмеров. А сказочно красивое платье, созданное мастерами «Ленфильма», идеально подошло актрисе, и она осталась чрезвычайно довольна.

Киностудия могла «превратиться в тыкву»

В музее интересно и взрослым, и детям. Меня всегда интересовало, из чего сделана туфелька Золушки в замечательном черно-белом фильме, снятом в 1947 году. На «Ленфильме» её можно увидеть в экспозиции. И вовсе она не блестит, как хрустальная, потому что сделана из оргстекла, но действительно очень маленькая – всего-то 31-го размера. Актриса Янина Жеймо, исполнявшая роль Золушки, в такой неудобной обуви едва могла сделать пару шагов.

Зрители разных поколений знают и любят фильмы, созданные в разные годы на киностудии «Ленфильм». Здесь снимались: «Гамлет», «Король Лир», «Свадьба в Малиновке», «Всадник без головы», «Шерлок Холмс и доктор Ватсон», «Собачье сердце», «Собака на сене», «Труффальдино из Бергамо» и еще очень многие ленты, которые сегодня мы называем классикой отечественного кинематографа.

Фрагмент декорации и реквизит из новой сказки «Самый рыжий лис»
Александр ГололобовФрагмент декорации и реквизит из новой сказки «Самый рыжий лис»

То, что происходит на «Ленфильме» сейчас, можно назвать вторым рождением киностудии. К сожалению, в середине 90-х годов прошлого века она могла попросту исчезнуть. Кинопроизводство в стране пришло в упадок, компания еле-еле держалась на плаву, предоставляя съемочные павильоны в аренду студиям, снимавшим рекламу и низкопробные сериалы. Дело шло к банкротству. Образно говоря, в один не сказочный день киностудия могла «превратиться в тыкву».

Несколько лет назад была разработана концепция развития «Ленфильма». Киностудия осталась в федеральной собственности, у неё сменилось руководство. Сегодня надежда на лучшее приобрела реальные очертания. На «Ленфильме» продолжаются работы по ремонту и реконструкции павильонов, открыт современный кинотеатр, выходят в прокат новые фильмы: «Контрибуция» Сергея Снежкина, «Развод по собственному желанию» молодого режиссера Ильи Северова, «Птица» Ксении Баскаковой, «БлокАда» Александра Касаткина, сказка «Самый рыжий лис» Александры Стреляной и другие картины. Во всяком случае, посещение «Ленфильма» вызвало не только ностальгические воспоминания детства о фильмах, полюбившихся ещё с тех пор, но и жизнеутверждающие эмоции: колыбель российской киноиндустрии возрождается. И как поёт героиня фильма «Человек с бульвара Капуцинов»: «Волшебный луч в кромешной тьме, спасибо тебе!».

ленфильм, студия

Другие статьи в рубрике «Культура»

Другие статьи в рубрике «Россия»



Последние новости

Все новости

Объявление