Впиталась с молоком матери
Виталий ЗадорожныйКомпозитор Анатолий Уманцев
– Я очень люблю и дорожу русской, украинской, то есть малороссийской, музыкальной культурой. Это все идет от моей матушки, от отца моего. Они пели. Мать до сих пор поет украинские, русские, казачьи песни. Отсюда, так сказать, с молоком матери, я и впитал эту любовь к родной песне, которую слышал с малых лет.
Это рассказывает о своем пути в большую музыку композитор из Ессентуков, член Союза композиторов СССР Анатолий Уманцев. Я вспоминаю сейчас нашу встречу с ним в камерной студии краевого радио, где я тогда работал. Он привез на запись одно из своих новых произведений – «Русскую сонату». Уже судя по названию, оно претендует на оригинальное воплощение заявленной темы.
– В содержание этой сонаты я постарался внести не только чисто русские, но и общерусские, славянские интонации. Однако фольклорные мотивы используются здесь постольку-поскольку. Дело в том, что в чистом виде их использовать сейчас, в наше время, почти невозможно. И если даже появляется тема какой-то народной песни, она не может под пером профессионального композитора жить чистой жизнью, то есть такой, как она в народе жила. Нужно, чтобы она получила новую жизнь из-под руки исполнителя, который прочувствует ее и донесет своим инструментом до слушателя. А инструмент этот – гитара, для нее, я знаю, написано не так много сонат, и я надеюсь, что этот редкий жанр найдет свою дорогу на эстраду и будет жить своей жизнью. Исполняет эту сонату солист Кисловодской филармонии прекрасный гитарист Юрий Аргамаков.
– Гитара – это один из любимых русских народных инструментов. Инструмент очень выразительный, обладающий интересными, оригинальными красками и большими возможностями. Мне приходилось играть много фантазий, вариаций на темы народных песен, – к нашему разговору подключился Юрий Аргамаков. – В «Русской сонате» Анатолия Уманцева я впервые столкнулся с современной трактовкой русской мелодии, русской темы. Соната звучит современно, очень актуально, и русская мелодия придает ей особую прелесть и обаяние. Я никогда прежде не играл подобной музыки. Признаюсь, что мне было нелегко подойти к сонате, и я по-своему счастлив, что, взявшись за эту работу, сделал для себя какие-то открытия в плане народной музыки.
Современная музыка с вкраплением в нее народных мотивов действует на слушателя эмоционально, и потому исполнитель должен непременно прочувствовать ее. Ведь только в работе можно по-настоящему понять, что музыка представляет немалую ценность для развития техники музыканта и образа его мышления в трактовке произведения. Особенно это помогает в работе над произведениями, еще неисполнявшимися.
Анатолий Уманцев работает и над музыкой для детей. Им написаны музыка к фильму «Будущие физики», детская сюита для голоса меццо-сопрано и симфонического оркестра. Ее исполняла солистка Кисловодской филармонии Розалия Неганова с симфоническим оркестром под управлением Леонида Шульмана. Музыка для детей увлекла композитора и не может отпустить. Он написал цикл детских песен для гитары-соло.
У Анатолия Уманцева есть Концерт «Лезгинка» на казачьи, горские темы. Лезгинка популярна не только среди горцев. Есть и чисто казачьи лезгинки, например наурская. Она, кстати, дала возможность оживить, так сказать, жизнь тех казаков, которые появились на Северном Кавказе. И, разумеется, они взяли себе не только черкесскую форму, но и многие национальные формы песнопения и танцевального творчества. Сначала композитор написал небольшую сюиту для ансамбля, а потом заразился мыслью сделать для Юрия Аргамакова развернутое, интересное сочинение с включением всех «лезгиночных» мелодий, бытующих на Северном Кавказе – черкесских, кабардинских, карачаевских, терско-казачьих.
Родился Анатолий Уманцев в Ессентуках, откуда и идет его понимание всех культур. На Театральной площади города раньше собирались только с инструментами чисто народными, где можно было услышать карачаевскую флейту, общекавказский доул, черкесскую скрипку, дагестанский комуз. Все эти инструменты обязательно звучали на ессентукской земле. И отдыхающие, приезжавшие сюда лечиться, увозили отсюда здоровый дух за счет той музыки, с которой они довольно тесно общались.
Интерес к национальному фольклору влечет Анатолия Уманцева в экспедиции на поиски народных песен, мелодий. Только от Зели Ерижевой он записал 17 абазинских песен. Разумеется, фольклорные источники не могли не сказаться на творчестве композитора. Потом все это воплощалось в его сочинениях. Было написано крупное произведение для симфонического оркестра «Симфония гор», где центром, так сказать, является восточный базар. Там больше десятка мелодий, но они постепенно объединяются и создают очень интересный коллаж из нескольких национальных стилей и культур. Таким вот образом поднимаются фольклорные пласты. Кисловодский оркестр под управлением главного дирижера Сергея Власова исполнил два произведения из этого цикла – «Терско-казачьи эстампы».
Как уже говорилось, на Театральной площади в Ессентуках издавна звучали народные национальные инструменты. Теперь там звучит и гитара. Ведь Анатолий Уманцев – страстный любитель этого инструмента, еще его отец привил сыну большую любовь к гитаре. Отец всегда аккомпанировал в домашних импровизированных концертах матушке Анатолия, которая пела славянские песни с большим удовольствием, с теплой душой. Получается, что любовь и к народной песне, и к гитаре не просто так появилась. Она впиталась в душу и сердце будущего композитора, я специально повторюсь, с молоком матери.