Всматривайтесь в малое – увидите великое
Лариса РакитянскаяКак мы уже сообщали, в рамках Федеральной целевой программы развития образования по направлению «Достижение во всех субъектах РФ стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» на базе стажировочной площадки - «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования» - состоялись курсы повышения квалификации для заведующих дошкольными учреждениями, специалистов-методистов муниципальных служб отделов образования, для воспитателей детских садов. Несколько таких занятий недавно прошло в детском саду № 70 г. Ставрополя.
Старт в школу, равный для всех!
Рассказывая о стажировке дошкольного «лота», Алла Золотухина, ректор Ставропольского краевого института развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования, кандидат исторических наук, доцент, подчеркнула: модернизация муниципальной системы дошкольного образования - это задача, выполнение которой сегодня является полномочием муниципального уровня управления. А раз так, то речь идет о том, что каждому дошкольнику надо обеспечить равные стартовые условия для подготовки к школе. Другими словами, обновить все, что касается технологии работы с ребенком, сделав упор на развивающие программы обучения.
- Поэтому у нас в направлении этой стажировочной площадки институтом подготовлены три учебных курсовых программы, - говорит Алла Федоровна, - для заведующих дошкольными учреждениями, для специалистов-методистов муниципальных служб отделов образования, для воспитателей детских садов. Для управленцев районного звена мы реализуем программу, которая раскрывает механизмы управления системой дошкольного образования на муниципальном уровне. И мы здесь говорим не только о том, что муниципальная система дошкольного образования — это детские сады - и все. Муниципальная система дошкольного образования — это еще и негосударственный сектор услуг дошкольного образования. Как создать правовые рамки для стимулирования предпринимателей, которые готовы работать на образовательном поле? Например, в Благодарненском районе у нас есть интересный опыт работы Центра развития ребенка, который создала индивидуальный предприниматель логопед по специальности. Она арендовала помещение и с помощью службы занятости открыла ЦРР дошкольника. Новоалександровский район пошел гораздо дальше — здесь есть опыт работы семейного детского сада и индивидуальных предпринимателей по присмотру за детьми. Всерьез говорим мы и о вариантах частного детского сада, первый, похоже, откроется в Грачевском районе. Муниципальная система дошкольного образования должна очень чутко реагировать на проблемы детей-инвалидов дошкольного возраста, создавать коррекционные группы в детских садах… Каждый муниципалитет вправе рассмотреть и узаконить соответствующие нормы и правила, стимулирующие развитие негосударственного сектора образовательных услуг: речь идет об аренде, налоговых льготах по оплате коммунальных услуг и многом другом. Муниципальная система дошкольного образования и изнутри должна меняться, поэтому мы заявили еще две программы по работе с дошкольниками: программу «Интерактивные формы работы с детьми» и «Интерактивные формы работы с кадрами в ДОУ». По дошкольному «лоту» уже в 2011 году мы обучим первых 200 специалистов.
«Улитки», «Топтыжки», «Семена»: как мы «учили взрослых»
В детском саду № 70 г. Ставрополя несколько дней подряд было полным-полно гостей: их встречали заведующая Е. С. Шаповалова с видеопрезентацией «Знакомство с проективно-развивающей средой и организацией образовательного процесса в ДОУ», группа № 3 «Улитка» - с показом интерактивных методов в образовательной деятельности (игра «Семена», воспитатель Н. А. Савенко, старшая возрастная группа). Группа № 12 «Черепашка» показывала игру «Классические 2-3-4» (воспитатель подготовительной группы Н. Ю. Афанасьева).
Все эти занятия шли для стажеров не только в классической лекционной форме.
Группа №10 «Топтыжка» вовлекла гостей в игру «Кошки-кошечки», «Улитка» пригласила в «Путешествие с котом Матроскиным»...
Все интересные занятия только перечислить — займет половину газетной страницы! Самое же главное — стажеры остались очень довольны: они вволю напитались опытом, обогатились идеями и вполне готовы генерировать собственные проекты.