Заказчик всегда прав? или Размышления преподавателя у порога школы
.Окончание учебного года, как правило, заставляет не только облегченно вздохнуть, но и проанализировать свою работу, сделать определенные выводы, чтобы в будущем трудиться результативнее. Финал нынешнего учебного года привел преподавателя детской музыкальной школы № 1 Ставрополя Елену Саитбаталову к размышлениям, основанным на многолетнем профессиональном опыте. Елена Викторовна захотела поделиться с широким кругом читателей наболевшим, своими мыслями, которые наверняка волнуют сегодня не только её.
«Я все чаще слышу фразу «заказчик всегда прав». Это заявление не так уж и безобидно, особенно когда имеет отношение к воспитанию детей. Много лет проработав в музыкальной школе, я имею возможность наблюдать за тем, как от поколения к поколению меняются детские интересы, приоритеты, общечеловеческие ценности, манера общения друг с другом и старшими и многое другое. В идеале воспитание ребенка в первую очередь зависит от семьи. Не последняя роль отводится и преподавателям, которые имеют необходимый багаж знаний и опыта. Мудрые родители прислушиваются к словам преподавателя, советуются. Но вот что стало всё заметнее в последнее время. На мой взгляд, потихоньку рушится институт семьи. Нет, конечно, не все потеряно, еще есть надежда. Во многих семьях процесс воспитания, что называется, присутствует. Но в большинстве случаев родителям просто некогда пообщаться с ребенком, обсудить жизненные ситуации, научить элементарным правилам поведения. Раньше идешь по школе, ученики приостановятся, поздороваются, а сейчас могут и с ног сбить, и это в порядке вещей.
Общение в основном переместилось в соцсети. Конечно, и это должно быть. Но нельзя забывать, что сначала нужно ребенку дать в том числе моральные основы для жизни, а потом отпускать в свободное плавание. Одними запретами ничего хорошего не добьешься. Должен присутствовать принцип «не навреди». У родителей и педагогов единая задача – воспитать гармоничную личность. Не зря говорится, что хороший человек вырастет в такой семье, где есть согласие в вопросах воспитания у взрослых. А не так, как в басне у И. Крылова «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет, и выйдет из него…».
Сегодня куда проще стало оплатить услуги репетитора, по сути, откупиться деньгами, чем вместе со своим ребенком разобрать домашнее задание. Смотрю и удивляюсь, какой уровень развития нужно иметь ученице, чтобы полгода учить музыкальное произведение из пяти строчек, при этом учиться на «4» и «5» в общеобразовательной школе?..
У детей стало нормой оправдывать свое безделье, заявляя, что заниматься не дают бесконечно ругающиеся дома папа с мамой. Задаю себе вопрос, смогла бы я на пороге своей юности додуматься до того, чтобы сказать, что мама собрала вещи и ушла от отца, а мне из-за этого негде заниматься. Было бы стыдно, что кто-то узнает об этом. Или же ученик, не выучив задание, оправдывает это тем, что его «та, другая, бабушка научила быть лентяем»… Простите, но эти выводы он сделал из разговоров взрослых, которые не подумали, какой вред наносят своему ребенку, ведя при нем такие речи. То есть амбиции важнее ребенка.
Нормальным явлением стало оспаривать выводы учителя. Преподаватель говорит: «Не знаешь наизусть», а ученица, глядя в глаза, заявляет, что она все знает, и преподаватель на нее клевещет. При этом мама, которая не присутствовала на уроке, вместо слов извинения с уверенностью судьи утверждает, что дочь все знает, и преподаватель просто придирается к девочке. К сожалению, «благодаря» таким родителям авторитет преподавателя в глазах ребенка стремительно падает. А с тех пор, как дополнительное образование стало платным, для многих родителей учеников преподаватель стал «поставщиком образовательных услуг», а при таких условиях его деятельность не подразумевает уважения. Как говорится, кто платит, тот и заказывает музыку…
«Модным» стало увозить детей на отдых в учебное время. Трудиться мы их еще не научили, а отдыхать – пожалуйста. Пять каникул в году плюс праздники. А кто подумал, как тяжело потом ребятам втягиваться в учебный процесс. Или готовился ученик с преподавателем на конкурс, а его взяли и увезли на отдых. Вот тебе и неуважение к работе преподавателя. «Заказчик же всегда прав»…
Бывает и так. Ребенок трудится, готовит программу на конкурс, а мама говорит, что нет денег заплатить за участие в конкурсе, но через пару недель они едут в путешествие. Вот так мы, взрослые, выставляем приоритеты, а потом удивляемся, откуда берутся циничные поступки детей.
Нормальным стало, когда родители приводят ребенка в школу к одному преподавателю, а потом, узнав о больших успехах другого, настаивают о переводе сына или дочери в нему в класс. Логика здесь простая: если успехов у ребенка нет, то виноват преподаватель. Но успехи ученика зависят от множества аспектов. Я даже не говорю об этической стороне вопроса…
В творческом воспитательном процессе не должно быть принципа «заказчик всегда прав». Здесь мы, преподаватели и родители, преследуем общие цели. Дети, которые занимаются музыкой, не обязательно станут музыкантами, но в наших силах сделать так, чтобы они выросли не только хорошо образованными, реализовавшими свои творческие способности, но и добрыми, чуткими людьми, имеющими нравственные ориентиры в жизни.
Двенадцать лет в нашей школе работает проект «Дети для детей». Он создан для детей из коррекционных учреждений. Главной целью этого проекта я ставила – научить своих воспитанников быть чуткими и отзывчивыми к бедам других ребят. С каждым годом убеждаюсь, что это работает. Ребята, готовясь к мероприятиям, проявляют свои лучшие качества. И другой проект – «Школа для родителей» показывает, что многие мамы и папы рады окунуться в проблемы своих детей и жить их интересами. Просто нужно приложить усилия и всем быть вместе. Давно мечтаю создать школу, в которой будет девиз – «Один за всех и все за одного».
Если мои откровения кому-то помогли что-либо понять, проанализировать и задуматься, значит, мы работаем не зря».