Жизнь по собственному сценарию
Ольга МетёлкинаВ нашем городе совсем не обязательно быть заядлым театралом, чтобы знать в лицо и по голосу заслуженного артиста России Александра Ростова. Конечно же, большинство его сценических образов рождается в пространстве Ставропольского академического театра драмы имени М. Ю. Лермонтова, однако не только по ним Александра Владимировича узнают на улице и радостно здороваются абсолютно незнакомые ему люди. Для многих он – человек-праздник, который, как опытный дирижёр, руководит масштабными шоу, это его голос звучит на площадях Ставрополя в День края и День города.
Александр Владимирович выступает в больших и малых проектах не только в актёрских образах, но и в качестве сценариста и режиссёра. Ну а как конферансье и ведущий любого шоу он вообще неподражаем. Нынешний год для Александра Ростова, как никакой другой, наполнен знаменательными датами и важными событиями в жизни. В первую очередь, это двойной юбилей – 30 лет творческой деятельности и в том числе 25 – на ставропольской сцене. Количество сыгранных за это время ролей не может подсчитать даже сам «юбиляр» — так много их было, больших и маленьких, тех, что запомнились чем-то особенным, и тех, что дались колоссальной работой души.
«А вот и я!»
Судьба нечасто делала ему подарки, но настойчиво и не всегда деликатно подталкивала к предначертанному свыше пути. Что мог знать о театре юный Саша Ростов, родившийся в рабочем городке Вичуга Ивановской области? Отец работал мастером на ткацкой фабрике, мама — продавцом. Однако в семье была своя легенда о том, что во время войны в бабушкином доме квартировали эвакуированные из Москвы артисты. Сашина мама, будучи двенадцатилетней девочкой, слышала их эстрадные скетчи, сценки, стихи, юморески и спустя годы передала этот нехитрый репертуар маленьким сыну и дочке. Первый опыт публичных выступлений у Александра Владимировича был классическим для миллионов детей той поры: на праздниках в доме собирались гости, а Сашу с младшей сестрой по очереди ставили на табуретку и просили что-нибудь рассказать.
В семье Ростовых, к искусству, в общем-то, не имевшей никакого отношения, решили, что сын должен учиться музыке. Музыкальная школа стала настоящим испытанием для Александра. Нет, не из-за того, что было трудно учиться, с этим он как раз справлялся неплохо, а потому, что мальчуган сразу же стал целью для детских насмешек.
— Когда я шёл по улице, маленький, со скрипкой, в очках, то был в глазах местной пацанвы даже не «вшивым интеллигентом», а чем-то несуразным, чего вообще не должно быть в природе, — вспоминает Александр Владимирович. — Поэтому мне приходилось быть самым рисковым, самым смелым, самым нахальным. Я постоянно дрался.
Со временем пришло признание очевидных преимуществ «Сашки-музыканта», он первым на улице стал прилично играть на гитаре. Она и баян сделали его довольно популярным в округе человеком. Но если первый импровизированный концерт на публике уже как-то стёрся из памяти Александра Ростова, то театральный дебют запечатлелся очень ярко.
— В четвёртом классе я случайно попал в драматический кружок при Доме культуры, — рассказывает Александр Владимирович. — Первая роль была в новогоднем представлении и сразу же оказалась главной. По сюжету сказочные персонажи готовились к Новому году, темные силы, как всегда, мешали, а в конце выходил я, перевязанный красной лентой с надписью «Новый, 1968 год», и говорил: «А вот и я!». После этой фразы вокруг меня кружились белки, зайчики, снежинки. Детям дарили подарки. Поскольку я выходил в финале, то была возможность посмотреть почти весь спектакль с балкона. Когда я увидел, как зажегся фосфоресцирующий свет, появились сказочные снежинки, у меня перехватило дыхание, и в тот момент я понял, что это — моё.
Пять театров на выбор
В Горьковское театральное училище А. Ростов поступил с первой попытки. Как сам говорит, вопреки ивановскому говору на «о» и неактёрской внешности:
— Я был наглый, с невероятным словарным запасом, многих слов из которого и сам не понимал. Наверное, благодаря моей хулиганской природе комиссия увидела во мне личностное начало.
Учился хорошо, а со второго курса был призван в армию. Александр Владимирович вспоминает это время как школу взросления. Призывался рядовым, а демобилизовался старшиной образцово-показательного оркестра, где под его началом служили 30 человек. Вернулся в театральное училище, на первый курс. «Главный мастер в моей жизни был МХАТовец, великолепный актёр театра и кино, Валерий Семёнович Соколоверов, — считает А. Ростов. — Блистательный педагог, он открыл меня на втором курсе, с ним мы репетировали и выпустили в жизнь «Жестокие игры» А. Арбузова, «Женитьбу» Н. Гоголя, водевиль и «Девушка-гусар» Ф. Кони.
Под конец учёбы на выпускника Горьковского театрального училища Александра Ростова имели виды целых пять театров. Была возможность выбирать. На последнем курсе он женился. Наташа в то время была студенткой Ивановского мединститута. Это и стало решающим аргументом в пользу Ивановского театра музыкальной комедии. Однако знакомство с ним принесло разочарование. В постановках не было и близко «правды жизни», которой требовали от своих учеников преподаватели театрального училища. А. Ростов долго не раздумывал, сел в поезд и поехал в Костромской драматический театр, где делал ставку на молодёжь талантливый режиссёр Виктор Симакин. Работать с ним действительно оказалось невероятно интересно. В первом же своём сезоне Александр получил первую премию на конкурсе молодых артистов. Кострома дала широчайший простор для творчества. Актёру не нужно было искать работу, она сама находила его. Вот где пригодились его музыкальные таланты и лидерские качества.
— Играл очень много, по 30 — 35 спектаклей в месяц, — с удовольствием вспоминает Александр Владимирович. – Одновременно успевал заниматься со студенческим театральным коллективом. Был в театре секретарём комсомольской организации. Работал диктором на костромском радио. Ложился в 12, вставал в пять, чтобы в шесть утра уже проснувшимся голосом сказать: «Доброе утро, Кострома!». Работа на радио принесла ни с чем не сравнимый опыт и безукоризненную профессиональную дикцию. В это же время я заочно учился в Ярославском театральном институте.
Шесть сезонов Александр Ростов играл на костромской сцене. Был чрезвычайно востребован, работал много и с огромным удовольствием. Но вскоре страну настигла перестройка, и оставаться в Костроме означало обрекать семью, в которой уже появилась дочь, на полуголодное существование. Деньги были, купить же на них — нечего. В середине 80-х в магазинах областного центра царила пустота. Невозможно было найти самые элементарные продукты: дефицитом стали не только мясо и масло, но даже молоко.
В это время молодой директор Костромского театра Евгений Луганский переехал на работу в Ставрополь и позвал за собой перспективного А. Ростова. Александр Владимирович приехал на показ. Решение зависело от расширенного худсовета, в который входили 26 человек: не только люди театра, но и учителя, поэты, писатели, художники. Всё прошло гладко, актёр понравился. Но настоящий стресс Ростов испытал не перед комиссией, а в гостинице «Кавказ», в которой жил: «Там в буфете я увидел семь сортов мяса: котлеты, бифштексы, колбасы и тому подобное, и у меня впервые в жизни появились слёзы на глазах от мысли, что моя семья голодает в Костроме».
«Везёт тому, кто сам везёт»
Конечно, трудно было бы решиться на переезд в чужой город, если бы не понравился театр. Но, к счастью, этого не произошло. Труппа была очень сильной. На сцене блистали корифеи Виктор Фоменко и Борис Данильченко, полные залы собирали спектакли с Михаилом Михайловым, Натальей Зубковой, Владимиром Сажиным, Борисом Щербаковым…
— Я понял, что могу здесь состояться, и почему-то сразу попал в амплуа романтических героев, — улыбается Александр Ростов. – Играл Билла Старбака в «Продавце дождя», вожака стаи Чёрного в рок-драме «Собаки». Самым выдающимся стал Шариков в «Собачьем сердце». Это был подарок судьбы. Спектакль ставил московский режиссёр Борис Соловьёв, который меня и открыл.
С режиссёрами Ростову везло: Виктор Симакин, Борис Соловьев, Алексей Малышев, Валентин Бирюков, Наталья Зубкова. В прошлом сезоне ещё одна судьбоносная встреча — с московским режиссёром Юрием Ерёминым, поставившим в театре драмы «Кастинг».
— Я попал в спектакль «Кастинг» самым плохим танцором, поскольку после театрального училища 30 лет не танцевал, — признаётся заслуженный артист. — А когда выпускался спектакль, я был в ряду обнадёживающе крепких танцоров.
Александр Ростов считает свою актёрскую судьбу, без преувеличения, счастливой. Ему довелось сыграть столько разных, порой противоположных, образов. «Я сумел побывать во всех мужских актерских амплуа, — говорит он. — Я играл благородных отцов и характерных злодеев, очаровательных неврастеников и добрых фанатиков, любовников всех рангов и мракобесов, принцев и королей. Я мог бы попасть в Книгу рекордов, играя принца в «Русалочке» на протяжении 19 лет! Когда передал эту роль Игорю Барташу, мне было 48, и я был старше своего героя в три раза».
За 30 лет на сцене было сыграно столько, что и самому Александру Владимировичу трудно вспомнить. Были такие спектакли, работа в которых приносила ни с чем не сравнимые эмоции, прощание с ними стоило немалых душевных мук. Такой стала постановка «Белая гвардия» по роману одного из самых любимых авторов Александра Ростова — Михаила Булгакова. Больно было расставаться и с «Очень простой историей», в которой актёр играл Петуха, и с «Царской охотой», где в небольшой роли «пиита» Кустова ему удалось показать судьбу маленького человека с огромной душой…
Многие считают Ростова везунчиком, которому всегда улыбается удача. Ещё бы, столько удивительных ролей, такая завидная актёрская судьба! Но это только «обложка». Сам Александр Владимирович убеждён, что даже самый яркий талант не сможет проявиться без колоссального вложения усилий, и благодарен за невероятную работоспособность, доставшуюся ему от отца: «Я не очень верю в удачу. Везет тому, кто сам везёт».
Снимки предоставлены Ставропольским академическим театром драмы и А. Ростовым