Журналист, писатель и поэт
.память
Известному ставропольскому журналисту Дмитрию Ивановичу Савченко исполнилось бы 85 лет. Впрочем, многие помнят его не только по этой профессии, но и как философа, члена Союза писателей РФ, заслуженного работника культуры РСФСР, кандидата исторических наук А еще он действительный член Петровской академии наук и искусств (Санкт-Петербург), дважды лауреат журналистской премии имени Германа Лопатина и премии в области литературы Андрея Губина.
Начинал Савченко свой творческий путь в Ипатовской районной газете. И всегда считал своим первым учителем, оказавшим влияние на всю его творческую судьбу редактора той «районки» Анну Николаевну Баранник. Она заметила школьника, который публиковал свои стихи в различных газетах. И предложила попробовать свои силы в журналистике. Позже Дмитрий получил профессиональное образование на факультете журналистики Ленинградской высшей партийной школы КПСС. Впрочем, учителей в его жизни было много, как и учеников. Он вспоминал: «Если я что-то умею и знаю, то лишь потому, что десятки и сотни людей передавали мне свой опыт».
Проработав в «Ставропольской правде» почти 20 лет, Д. Савченко стал заведующим сектором печати Ставропольского крайкома КПСС. С этого начался его путь руководителя средств массовой информации края. Главный редактор карачаево-черкесской областной газеты «Ленинское знамя», главный редактор российской курортной газеты «Кавказская здравница», редактор краевой студии телевидения... Он написал сценарий к хорошо известному в 80-е годы фильму «Край наш привольный». Написал более 2000 статей. А еще он автор ряда повестей, рассказов и пяти романов.
...До начала Великой Отечественной войны его семья переезжала то на турецкую границу в Армению, то в Тбилиси, то в Тегеран. Дивизия, где батальонным комиссаром служил отец Иван Савченко, в грозовом 1941-м была переброшена на подступы к Керчи, где и разделила участь многих соединений, оборонявших Крым. Иван Савченко погиб 8 мая 1942 года, когда Дмитрию было всего девять лет. Казалось, что судьба задалась целью испытать его на прочность и в дальнейшем. Но такая судьба научила его держать удар. А еще находить кратчайший путь между замыслом и воплощением. Что касается замыслов — их у него всегда было много. Прежде всего, по поводу будущего газеты. Работая главным редактором «Кавказской здравницы», он довел ее тираж до более чем 100000 экземпляров. Издание это выписывала каждая вторая семья на Ставрополье. Пожалуй, первой в крае «Кавказская здравница» приобрела компьютерное оборудование. Дмитрий Савченко вел переговоры о создании издательского комплекса, о выпуске новых для того времени рекламных газет. Среди его задумок на заре новой рыночной экономики в стране было даже создание при редакции... небольшого парка такси. Но вот новый удар судьбы. Из редакции ему пришлось уйти. И отнюдь не по своей доброй воле. Хотя до этого в его трудовой книжке не было ни одного перерыва, ни одного увольнения по собственному желанию — только переводы с одной должности на другую. Но на сей раз поднялась возня, начались интриги. Крайком партии предпочел остаться в стороне. Дмитрий Иванович ушел из газеты...
Впрочем, оставив пост главного редактора, он без дела не остался. Сотрудничал с газетами «Северный Кавказ» и «Ставропольские губернские ведомости», писал острые публицистические статьи. И занялся научной деятельностью. В свои 70 лет он защитил кандидатскую диссертацию о роли терского казачества в истории присоединения Северного Кавказа к России. Однако главным для него все же стало литературное творчество.
На своей даче под Кисловодском он садился за лист бумаги и острым неразборчивым почерком писал о том, что наболело за всю его долгую, насыщенную событиями жизнь. Так появился его первый роман «Волчьи ворота», который увидел свет в 1999 году (роман выдержал три издания). Дмитрий Савченко наполнил его образами очень ярких, зачастую узнаваемых людей, провел много параллелей с жизнью родного города, газеты, наполнил мыслями и настроением многих людей, втянутых в огонь национальных конфликтов, террористических актов, что пережили развал государства и крах политической системы, личные трагедии.
За первым романом последовал второй – «Дух сомнения» о противоречиях, что раздирали Северный Кавказ. Писателя волновал внутренний мир человека, его неумение и нежелание жить в гармонии с природой, мятежное и неустойчивое существование. И конечно, его волновала судьба России. Ключом к повествованию служит пушкинское определение демона: «дух отрицания», «дух сомнения». «Как точно расставлены слова, - пишет автор романа, - сначала отрицание, а потом сомнение. Вот логика российского абсурда, особенно на темпераментном Кавказе».
Его третий роман - «Молитва странника», это новый шаг в постижение человеческой души, мечущейся в поисках истины, пытающейся найти свое место в жизни. Читая уже первые строки, начинаешь ловить себя на мысли, что не только соприкасаешься с философскими размышлениями действующих лиц, но и вместе с ними начинаешь сопереживать, мучительно обдумывать правоту или, напротив, ошибочность их поступков и будущих планов.
Тысячелетия человечество ищет ответ на, казалось бы, очень простой вопрос: в чем смысл жизни? Об этом четвертая книга – повесть в стихах «Мудрец и царь». Это спор между знаменитым философом Диогеном Синопским и великим полководцем Александром Македонским о путях к счастью – через духовное возвышение или материальное утверждение себя в этом мире. Центральный эпизод произведения – встреча Царя царей с Мудрецом, на которой Александр спросил Диогена:
- Чем я могу тебе помочь?
Мудрец ответил:
- Не заслоняй мне солнце!
Пятая книга Д. Савченко «Надежда русского поля» (издана в 2006 году), кажется, собрала в себя всю народную боль при виде того, что происходит на селе, где разрушены процветающие некогда колхозы и совхозы, забыты достижения прошлых лет.
Еще он написал монографию «Бунтари и ратники России». Книжный вариант монографии получил высокую оценку ученых.
Остался недописанным роман «Родники»… И до последнего часа Дмитрий Иванович держал в руке свое золотое перо, через которое мир видел его размышления о жизни.
Елена Худжева, Александр Загайнов.