Пакет мер для борьбы с некачественными детскими товарами
В правительстве России считают, что необходимо срочно разработать пакет мер для борьбы с контрафактом в сфере детских товаров.
Министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров провел заседание государственной комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции. Участие в мероприятии в режиме видеоконференцсвязи приняли представители минпромторга, минздрава, минстроя, минсельхоза, минэкономразвития, Росздравнадзора, Росстандарта, Роскачества, ФНС, ФТС, других ведомств, компаний и организаций.
Главными вопросами заседания государственной комиссии стали обсуждение результатов внедрения системы цифровой маркировки лекарственных препаратов, незаконного оборота в сфере детских товаров, а также вопрос оборота меховых изделий.
На сегодняшний день в системе зарегистрировано уже почти 90 тысяч участников, и промаркировано более семи миллиардов упаковок. Особенно востребованными оказались данные обо всех этапах движения вакцин от коронавируса. Они позволяют контролировать сроки годности каждой партии, видеть остатки в разрезе регионов и даже каждого медицинского учреждения. Тем самым органы здравоохранения могут управлять поставками для обеспечения вакцинации населения,
По данным Центра развития перспективных технологий 99,8 процента документов в информационной системе маркировки и движения лекарственных препаратов обрабатываются до 10 минут, среднее время обработки документов в системе 8 секунд. При этом до 1 февраля 2022 года сохранена возможность использовать упрощенную схему приемки лекарств по схеме № 702. По упрощенной схеме маркировки лекарств обрабатывается всего 18 процентов документов. На середину мая 2021 около 60 процентов всех операций на рынке выполнялись по упрощенной схеме, по состоянию на 1 августа этот показатель снизился до 20 процентов. Это говорит о том, что участники переходят к штатным процессам работы в системе и готовятся работать в системе маркировки после окончания упрощенного режима.
Маркировка позволяет узнать реальные объемы производства фармацевтической промышленности. В системе работает 438 производителей, в обороте находится более четырёх миллиардов упаковок лекарств. Из них 70 процентов произведены в России, а 30 – импортные. В денежном эквиваленте объём рынка оценивается в два триллиона рублей.
Кроме того, на заседании обсудили вопрос незаконного оборота в сфере детских товаров, в том числе с использованием анимационных образов.
Это, безусловно, особая категория. И, к сожалению, количество нарушений в данном сегменте сильно превосходит все остальные товары народного потребления. Это подтверждают нелицеприятные цифры. Ассоциация предприятий индустрии детских товаров оценивает долю контрафакта в 40 процентов. Это очень тревожный звонок, особенно учитывая, насколько востребованными стали online-покупки. Поэтому министерству промышленности и торговли необходимо срочно разработать пакет мер, чтобы оперативно пресекать злоупотребления в этой сфере.
Особенно остро стоит вопрос роста угрозы незаконного использования товарных знаков и анимационных образов, так как объём рынка анимационных брендов активно расширяется в последние годы. Поэтому на заседании было предложено совместно с Российским центром оборота прав на результаты творческой деятельности создать электронный реестр соглашений. Он позволит отслеживать незаконное использование анимационных образов благодаря соглашению между производителями и импортёрами детских товаров с одной стороны и правообладателями реализации. Создание и ведение реестра позволит объединить в одной базе полную и достоверную информацию о правоотношениях лицензиаров и лицензиатов, в том числе в части выпуска товаров для детей.
Также на заседании государственной комиссии был поднят вопрос оборота меховых изделий. Еще в 2016 году правительством принято решение о маркировке меховых изделий. В результате большое число поставщиков «вышли из тени», объём легального рынка вырос в десять раз. Тем не менее, у недобросовестных поставщиков сохраняется возможность лжепроизводства меховых изделий на территории Евразийского экономического союза, пользуясь лазейками в нормативно-правовом регулировании изделий из меха.
Очевидно, что проблема с незаконными поставками носит комплексный характер и в ее решении должны быть задействованы не только Федеральная таможенная служба, но и другие органы власти. В этой связи на заседании государственной комиссии было предложено перейти на использование кодов Дата Матрикс, интегрированных с RFID-метками, для маркировки меховых изделий, что позволит обеспечить полную прослеживаемость в Евразийском экономическом союзе.
Читайте также: Со следующего года пособия по беременности и родам будут выплачиваться проактивно, то есть без заявлений